Обновлено 20:30

Автобус совершил ДТП в подземном переходе

В аварии на западе Москвы погибли четыре человека

Сегодня в Москве возле станции метро «Славянский бульвар» произошло крупное ДТП. Рейсовый автобус, совершая объездной маневр, въехал в подземный переход. Четыре человека погибли на месте, всего пострадали 15 человек. Версия теракта силовиками исключается. Перед выездом на маршрут водитель автобуса проверялся на наличие алкоголя в крови — тест дал отрицательный результат. Возбуждено уголовное дело по статьям «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

ДТП произошло сегодня в столице в 14:46. Рейсовый автобус, следовавший по маршруту метро «Славянский бульвар»—Сколково, только начал движение, когда его водитель, 58-летний Виктор Тихонов, видимо, решил уступить место другому автобусу и выехал на тротуар. Совершая этот маневр, он газанул, и автобус занесло. Задев бортом ограждение подземного перехода, автобус на скорости съехал вниз по ступеням. Произошедшее зафиксировала установленная поблизости видеокамера.

В результате ДТП на месте погибли четыре человека. Еще около десятка пешеходов и пассажиров автобуса пострадали, причем для эвакуации четырех человек понадобился вертолет. На место выехали эксперты и представители следственных органов, а также мэр столицы Сергей Собянин, его заместители Максим Ликсутов и Петр Бирюков и начальник ГУ МВД по Москве Олег Баранов. После того, как автобус был полностью извлечен из пешеходного перехода, полиция приступила к его осмотру.

Корреспондент “Ъ FM” Никита Павлюк-Павлюченко

Я сейчас стою на самом Кутузовском проспекте, прямо на дороге, и асфальт здесь абсолютно чистый. Странно, по крайней мере, одно — этот пешеходный переход находится в таком месте, что этот автобус по очень замысловатой траектории должен был туда въехать. Я поговорил с очевидцами, все они рассказывают, что это произошло очень быстро, никто не успел ничего понять. И сами очевидцы в первые минуты доставали людей из-под автобуса. Сейчас у проезжей части можно видеть четыре тела погибших.

Смотреть

Силовики уже заявили, что версию теракта исключают. Напомним, в последнее время в разных странах террористы уже использовали транспорт для наезда на толпы людей, что приводило к большим жертвам. Рассматривалась версия технической неисправности автобуса и грубое нарушение правил дорожного движения. В Минтрансе Подмосковья заявили, что перед выходом на линию автобус был исправен. По предварительным данным, водитель перед рейсом прошел обязательный медосмотр, в том числе и проверку на наличие алкоголя в крови. Тест дал отрицательный результат. Сын господина Тихонова также заверил журналистов, что его отец, водитель с тридцатилетним стажем, не употреблял спиртного и накануне вечером.

Водитель задержан. Главное следственное управление Следственного комитета России по Москве возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 238 УК РФ и ст. 264 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).

Очевидец Кахрамон Беков в беседе с “Ъ FM”

В 14.40 я сел в этот автобус, заплатил водителю за проезд, он стоял с выключенным двигателем. В 14.50 он ни с того ни с сего дает по газам, выворачивает руль, вылетает на тротуар и влетает в подземный переход. Я в этот момент сидел сзади с правой стороны. Народу было мало в автобусе, человек пять-шесть. Мне видно было, как он вырулил — я еще удивился, у него еще десять минут было до отправления. И непонятно было, зачем он руль вывернул.

Смотреть

По некоторым данным, водитель утверждает, что после того, как он снял машину с ручника, она перестала его слушаться. А поскольку в машине установлена АКПП (автоматическая коробка переключения передач.— “Ъ”), он ничего не мог сделать. Телеканалу РЕН ТВ стало известно, что господин Тихонов сообщил на допросе полиции, что хотел перепарковаться, перепутал педали газа и тормоза и запаниковал. Эта версия также проверяется.

Директор транспортной компании Rosatrans Олег Горелов в эфире “Ъ FM”

Дело в том, что даже если рулевая тяга у автобуса отвалится, то есть одно колесо пойдет вправо, другое — влево, автобус просто раскорячится, но он не уйдет вправо никогда в жизни. И скользкая дорога — тут не показатель.

Смотреть

Модель автобуса ЛиАЗ-5292.60 выпускается Ликинским автомобильным заводом (входит в группу ГАЗ) с 2004 года. По данным «Мострансавто», попавший в аварию автобус был выпущен в 2016 году и находился в эксплуатации с января 2017 года. Как сообщил директор Одинцовского филиала «Мострансавто» Николай Катырин, в течение месяца будут проверены все автобусы этой партии.

Автобусы этого типа оснащаются основной пневматической двухконтурной тормозной системой Wabco/Knorr-Bremse с ABS и резервной системой на случай неисправности. «Во время движения автобуса данной модели работа тормозной системы имеет несколько ступеней резервирования: в случае отказа одного из контуров основной тормозной системы остается работоспособным второй контур,— пояснили “Ъ” в пресс-службе группы ГАЗ.— В случае отказа второго контура, что технически практически невозможно, у водителя имеется возможность задействовать запасную тормозную систему, которая находится в состоянии постоянной готовности к применению и приводится в действие пружинными энергоаккумуляторами тормозных камер заднего моста».

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Отметим, что в последние годы Московской области проводят масштабную замену автобусного парка. В 2014 году в рамках программы «Наше Подмосковье» «Мострансавто» закупило 455 новых автобусов «ЛиАЗ-5292», в 2015 году — еще 497, в 2016 году — 663. Все транспортные средства оборудованы спутниковой системой ГЛОНАСС и «тревожной кнопкой». В конце ноября «Мострансавто» заявило о планах утилизировать 1,3 тыс. старых автобусов. По данным предприятия, в Подмосковье более 70% всех пассажирских перевозок выполняется именно автобусами: их средний возраст составляет 6,5 лет.

Тема обновления автобусного парка обсуждалась в сентябре 2017 года в рамках президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок. По итогам президент Владимир Путин дал ряд поручений, среди которых, в частности, возвращение ГИБДД к проведению техосмотра автобусов (предложения должны быть представлены до 1 марта 2018 года), а также разработка порядка проведения «автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медконтроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств».

По данным ГИБДД России, с начала года в России произошло более 4,2 тыс. ДТП с автобусами, что на 35% больше, чем годом ранее. В Московской области произошло на 17% больше таких аварий, в Москве — на 6% меньше.

За 11 месяцев 2017 года было зарегистрировано 578 ДТП с автобусами, у которых в ходе выяснения причин аварий были выявлены технические неисправности.

Президент московского транспортного союза Юрий Свешников говорит, что 6-7 лет назад в Москве в качестве эксперимента на нескольких автобусных остановках были установлены завышенные бордюрные камни и гранитные столбики, способные остановить автобус.

«Эту практику можно было бы продолжить, потому что выезд автобусов на остановки происходит по тем или иным причинам каждый год,— рассказал он “Ъ”.— Однако в рамках программы "Моя улица" защитные столбики и бордюры почему-то убрали».

По данным автоматизированной системы АИС НССО, владелец автобуса застраховал свою ответственность в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков в АО «СОГАЗ», сообщил президент Национального союза страховщиков ответственности Игорь Юргенс. По данному виду страхования потерпевшие пассажиры автобуса смогут получить выплаты. Для этого они должны написать заявление в страховую компанию и предоставить следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ от перевозчика о произошедшем событии и документы из медучреждения с указанием характера полученных травм, диагноза и периода нетрудоспособности. Размер выплат рассчитывается по таблице, утвержденной постановлением правительства России. Пострадавшим и родственникам погибших пешеходов положены страховые выплаты по ОСАГО в компании «МАКС».

Денис Николаев, Иван Буранов, Роман Дорофеев

Вся лента