Сравнительный парламентаризм

Чем похожа и чем отличается Госдума от парламентов других стран в 13 графиках

22 декабря Госдума провела последнее заседание осенней сессии 2017 года. “Ъ” решил сравнить российский и зарубежные парламенты, выяснив, что сходится и что различается в составах, рабочем процессе и поведении депутатов разных стран.

Слева направо: первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, председатель Госдумы Вячеслав Володин и первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

В единстве — сила

Фракция единороссов в нынешнем созыве заняла три четверти всех кресел. Ее численность значительно превышает 226 голосов, требующихся для принятия простого закона. Во многих западных странах правящие партии не могут похвастаться таким привилегированным положением и зачастую вынуждены заключать коалиционные соглашения.

К примеру, в Германии провал переговоров о формировании коалиции может привести к перевыборам. В России 2010-х такую ситуацию представить сложно.

Союз рабочих и банкиров

В российской Госдуме наибольшее число депутатов (80) начинали свой трудовой путь с рабочих специальностей. Второе место занимают работники образования — 58. На третьем месте — кадровые военные, сотрудники органов госбезопасности, милиции, прокуратуры и ФСИН — их 35.

Для сравнения, в немецком Бундестаге традиционно сильно представительство юристов…

…в американском Конгрессе доля юристов тоже весома, но бизнесменов еще больше.

Гендерное равенство — нет и не надо

Как заявила недавно вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, женщинам России не нужно гендерное равенство. После таких слов не удивительно, что по их представительству в парламенте Россия отстает и от Евросоюза (в среднем 28%), и от США (19%).

Справедливости ради следует отметить, что всем этим странам далеко до Руанды и Боливии, в парламентах которых дамы занимают больше половины депутатских кресел.

Конгрессмен работает в два раза больше депутата

В среднем в Госдуму вносится около 1,5 тыс. законопроектов в год. Соотношение внесенных к принятым составляет три к одному.

Хотя о том, что в российском парламенте одобряется каждый третий закон, можно говорить с большой натяжкой: помимо текущей повестки депутатам приходится разгребать «законодательные завалы» из внесенных в предыдущие созывы законопроектов. К началу седьмого созыва осенью 2016 года их насчитывалось более 2 тыс., к концу осенней сессии 2017 года количество сократилось на 74,7%.

В Палату представителей Конгресса США попадает в два раза больше законов — в среднем по 6–7 тыс. за двухлетний созыв, то есть около 3 тыс. в год. Одобряется в среднем лишь каждый восьмой.

Судя по базе стенограмм заседаний Госдумы, в 2015–2016 годах российские депутаты заседали 119 дней (без учета работы в комитетах и с избирателями в регионах). Палата представителей Конгресса за этот же период проработала 288 дней, или 1438 часов.

Для сравнения, в нижнюю палату парламента Австралии в последнее десятилетие поступает около 200 законопроектов в год, из которых одобряется в среднем 180. В 2015–2016 годах австралийские депутаты заседали 126 дней, или 1253 часа.

Взаимодействие с исполнительной властью

Доля законопроектов, внесенных в Госдуму правительством и президентом, растет от созыва к созыву. В текущем она достигла 30%. Аналогичную динамику показывает и доля одобренных законопроектов.

Тем не менее Госдуме далеко до немецкого Бундестага, где правительственных законопроектов более половины во внесенных и более 70% в одобренных.

Для сравнения, в парламент Шри-Ланки в 2005–2017 годах поступило 238 законопроектов, из них 87 правительственных (37%). В нижней палате австралийского парламента 45-го созыва (с июля 2016-го по н. в.) на правительственные законопроекты, ходатайства и обращения ушло 47% всего рабочего времени.

Взаимодействие с президентом

Случаи отклонения законов президентом (наложения вето) в последние годы довольно редки как у нас, так и в США.

В исторической ретроспективе президенты гораздо решительнее шли на конфронтацию с парламентариями. К примеру, в США во время работы 81-го Конгресса (1949–1950) президент Гарри Трумэн воспользовался правом вето 79 раз, и лишь в трех случаях оно было преодолено конгрессменами. В 1980-х президентское вето налагалось от 15 до 24 раз за двухлетний созыв Конгресса. В России во время работы Госдумы второго созыва (1996–1999 годы) президент Борис Ельцин собственноручно отклонил 187 законопроектов и еще 113 совместно с Советом федерации.

Внутреннее взаимодействие

В июле 2017 года спикер Госдумы Вячеслав Володин, подводя итоги весенней сессии, заявил, что 173 закона приняты при поддержке всех фракций. Это три четверти всех одобренных законов за тот период.

В США конгрессмены в большинстве голосуют в соответствии с партийной, а не с генеральной линией. В более половины случаев мнения демократов и республиканцев по поставленному вопросу диаметрально противоположны.

Не всегда примерное поведение

Дисциплина в российской Госдуме не раз становилась предметом обсуждений. Если раньше чаще случались потасовки, то в последнее время думское руководство озаботилось прогулами.

Стоит отметить, что поведение депутатов порою хромает даже в таких дисциплинированных странах старой Европы, как Германия. Всего за 18 созывов (1949–2017 годы) в Бундестаге было принято 1178 дисциплинарных мер, включая 629 призывов к порядку, 135 замечаний и более 20 удалений из зала.

Проблема пропуска заседаний актуальна в Европарламенте. Антирейтинг прогульщиков возглавляет парламентарий Брайан Кроули из Ирландии, который не участвовал ни в одном поименном голосовании. На втором месте с большим отрывом британец Найджел Фараж (участвовал в 37% голосований). Хотя в страновом разрезе средняя доля прогульщиков не превышает 20%.

Следует отметить, что в регламенте Бундестага для злостных нарушителей порядка предусмотрены штрафы в размере €1–2 тыс.

В регламент Госдумы в 2016 году внесен штраф за пропуск пленарного заседания без уважительной причины, оцениваемый в одну шестую зарплаты.

В правилах внутреннего распорядка Палаты представителей Конгресса США указан штраф $0,5–2,5 тыс. за использование мобильных устройств для фото- и видеосъемки. Примечательно, что в отличие от России и большинства стран Европы за дисциплиной и порядком в Конгрессе следит не спикер, а специальное должностное лицо — парламентский пристав.

Статистика законодательного процесса дана на момент публикации

Михаил Малаев, Ольга Шкуренко

Вся лента