Расписание недели

8–15 декабря


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Без смущения 2.0 Центр фотографии имени братьев Люмьер 8 декабря — 8 января

Иногда они возвращаются — хорошие выставки, сорванные депутатами, омбудсменами, "офицерами России", рядовыми борцами с детской порнографией и боевыми отрядами моченосцев, то есть активистов, специализирующихся на обливании выставочных залов мочой. Год спустя — после скандала, расследования и признания судебными экспертами "полного отсутствия признаков преступления" — работы американца Джока Стерджеса вновь показывают в Центре фотографии имени братьев Люмьер, которому по нынешним временам полагается орден за мужество, стойкость, принципиальность и профессиональное достоинство. Кроме самих фотографий выставят и документы по истории конфликта искусства и ханжества — материалы СМИ, криминальной экспертизы и следствия. Поруганная поборниками нравственности невинность (а фотографии нудистов, которых Стерджес снимал с начала 1970-х в Америке и Европе, исполнены чистоты и райской невинности) изредка все же торжествует.


Фото: Victoria and Albert Museum, London

выставка

Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков Музеи Московского Кремля, Патриарший дворец, Успенская звонница 8 декабря — 25 февраля

Первая колониальная империя Нового времени в гостях у последней: Португальское королевство во всем блеске своей придворной жизни, военной мощи, мореплавания и миссионерства — от ювелирных украшений до географических карт, глобусов и навигационных приборов, от рыцарских доспехов до церковных облачений. Африка, Бразилия, Индия, Китай, Япония — экзотические материалы, диковинные техники, не то чтобы добровольный диалог культур и первые изображения европейцев как других. Например, на знаменитой ширме из Киото XVII века, изображающей корабль с "белолицыми" у японских берегов.


фильм

Король Лир «Каро 11 Октябрь» 8 декабря, 20.00

В конкурсе "Артдокфеста" состоится премьера фильма "Король Лир" Дениса Клеблеева. Третья полнометражная работа выпускника школы Марины Разбежкиной рассказывает о пожилом актере, который считает себя современной инкарнацией шекспировского героя.

Подробнее — Константин Шавловский


концерт

Марио Бьонди Московский международный дом музыки 9 декабря, 19.00

Итальянский крунер Марио Бьонди начал осваивать постсоветские концертные площадки относительно недавно, хотя его роль "нового Барри Уайта" пришлась бы по сердцу отечественной публике еще в 1990-е, когда такого рода певцы олицетворяли саму суть эпохи. Его соул далек от "звука Сан-Ремо", хотя наряду с салонным джазом он играет и вполне пляжный фанк, слегка отдающий звуком Motown. В России Марио Бьонди выступит с программой лучших песен, которая зафиксирована на недавнем сборнике "Best Of Soul". Там же — семь совершенно новых произведений.


балет

Нуреев Большой театр, Историческая сцена 9 и 10 декабря, 19.00

Самая ожидаемая балетная премьера не только российского, но и мирового сезона — байопик о главном балетном невозвращенце Рудольфе Нурееве, гениальном танцовщике с ослепительной и короткой жизнью, должен был предстать перед зрителями ровно пять месяцев тому назад. Однако июльскую премьеру театр отменил, сославшись на неготовность спектакля. Сейчас "Нуреев" выходит на сцену при особых обстоятельствах: режиссер Серебренников находится под домашним арестом, и хореографу Юрию Посохову пришлось взять на себя его обязанности, занявшись не только балетом, но и всеми частями этого многосложного спектакля.

Подробнее — в интервью Юрия Посохова


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Театр жизни Каролы Неер «Мемориал» 12 декабря - 17 июня

В обычных обстоятельствах выставка, посвященная Кароле Неер, должна была бы открыться в каком-нибудь театральном музее. Одна из самых ярких актрис Веймарской республики, лиричная и экстравагантная одновременно, она играла с одинаковым блеском и Полли Пичем в "Трехгрошовой опере" Брехта, и Катарину в "Укрощении строптивой". Но 1930-е годы отняли у этой очаровательной и необычайно талантливой женщины не только театр, но и семью, и жизнь. Спасаясь от нацистов, Неер эмигрировала из Германии в СССР — и оказалась в тюрьме как "пособница троцкистов". Ее мужа расстреляли, сын оказался в детском доме, сама Карола умерла от тифа в пересыльной тюрьме в Соль-Илецке. Поэтому выставка, включающая в себя фотографии, аудиозаписи, кинофрагменты и документы, открывается в выставочном зале "Мемориала", без которого невозможно было бы даже собрать свидетельства этой короткой, страшной жизни.


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Образ врага «Винзавод», площадка «Старт» 12 декабря — 14 января

Новый куратор площадки "Старт" Вера Трахтенберг отступает от главного правила этого винзаводского предприятия по поддержке и продвижению артистической молодежи — делать первую персональную выставку одного начинающего художника. В роли одного художника — сразу 10 студентов гитисовского экспериментального курса Евгения Каменьковича — Дмитрия Крымова: Григорий Рахмилович, Евгения Ржезникова, Анна Иткина, Ольга Сизой, Александра Дыхне, Мария Плавинская, Елизавета Гусева, Анна Гребенникова, Варвара Иваник и Катерина Шаргина. Впрочем, попавшие в эту секту визуального театра и правда часто представляют собой одно коллективное творческое тело. Телу предстоит высказаться на вечно актуальную в России тему образа врага, но перевести ее из регистра политической истории в регистр истории личной.


фестиваль

2A17: American Arthouse Film Festival Лекторий музея «Гараж», ЦДК 13-17 декабря

Десять новейших американских инди-фильмов, среди которых участники фестивалей Венеции, Берлина, Торонто, Роттердама и, конечно, "Сандэнса", восемь из которых показываются в России впервые. Хедлайнеры фестиваля — новый фильм классика американского документального кино Фредерика Уайзмана "Экслибрис. Нью-Йоркская публичная библиотека", получивший приз ФИПРЕССИ в Венеции, "Золотые выходы" Алекса Росса Перри, участвовавшие в берлинском "Форуме", и "Пляжные крысы" Элайзы Хитман, которая была признана лучшим режиссером на "Сандэнсе".


фильм

Звездные войны: Последние джедаи с 14 декабря

VIII эпизод — вторая часть "трилогии 2010-х", действие которой происходит спустя 30 лет после финала классической трилогии (1977-1983). В новых эпизодах Джордж Лукас выступает продюсером и соавтором сценария, а за режиссеров — поколение, успевшее вырасти на его фильмах. "Пробуждение силы" (2015) снял 51-летний Джей Джей Абрамс, "Последних джедаев" — 43-летний Райан Джонсон ("Кирпич", "Петля времени"). Этот фильм стал последним для актрисы Кэрри Фишер, сыгравшей в киносаге роль принцессы Леи,— она умерла в декабре 2016 года.


фильм

Виктория и Абдул с 14 декабря

Историю необычных отношений недавно овдовевшей королевы Виктории (Джуди Денч) и ее слуги Абдула Карима (Али Фазал) снял классик британской режиссуры Стивен Фрирз ("Опасные связи", "Навострите ваши уши"). Для Фрирза это уже вторая королева Англии, которой он посвящает фильм: в 2006 году он снял байопик Елизаветы II, за роль которой Хелен Миррен получила "Оскар". А у Джуди Денч уже есть "Золотой глобус" за роль королевы Виктории — 20 лет назад она сыграла ее в фильме Джона Мэддена "Ее Величество миссис Браун".


фильм

Шакалы с 14 декабря

Хоррор, снятый одним из создателей франшизы "Пила" Кевином Гротертом (он монтировал первые пять частей, а как режиссер снял шестую и седьмую). Родные силой привозят в загородный дом молодого человека, попавшего в какую-то странную секту. C наступлением сумерек вокруг дома начинают появляться сектанты в дурацких масках, которые намерены воспротивиться возвращению адепта в семью — как и полагается в этом жанре, самым кровавым образом.


фильм

Близкие с 14 декабря

Режиссерский дебют 27-летней актрисы Ксении Зуевой, единственной женщины в конкурсной программе последнего "Кинотавра", критики сравнивают с "Нелюбовью" Андрея Звягинцева. "Близкие" — тоже семейная драма о предстоящем разводе, только в результате конфликтов и ссор из семьи уходит не ребенок (как в "Нелюбви"), а бабушка. При схожести фабулы фильмы, конечно же, совсем разные — как по мастерству, так и по интонации.


Фото: Ira Polyarnaya

концерт

Музыкальный авангард времен революции Концертный зал им. П.И. Чайковского 14 декабря, 19.00

Два очень разных оркестра — московский Персимфанс и Дюссельдорфский симфонический — объединились в честь юбилея Октябрьской революции, чтобы дать один совместный концерт. Вполне в современной традиции, музыкантов революция социальная интересует в первую очередь как стартовая площадка для революции эстетической: в конце концов, именно из духа раннего революционного авангарда в 1922 году и родился Персимфанс — музыкальный коллектив, игравший без дирижера. Сегодня возрожденным Персимфансом руководит Петр Айду, внук одного из создателей того, исторического оркестра. В программу русско-немецкого бездирижерного концерта включили редко исполняемые произведения первой трети ХХ века, в том числе "Прасонату" Курта Швиттерса, симфоническую рапсодию Иосифа Шиллингера "Октябрь" и "На Днепрострое" Юлия Мейтуса, а также классику революционного музицирования — например, бетховенскую увертюру "Эгмонта".


Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

концерт

Элтон Джон Crocus City Hall 14 декабря, 20.00

Сэр Элтон Джон в этом году гастролирует в честь своего юбилея — в марте 2017-го ему исполнилось 70 лет. Несмотря на солидный возраст, гастрольный темп он не сбавляет. Рядом его верные соратники из Elton John Band — Найджел Олссон, Дейви Джонстон, Рэй Купер, Мэтт Биссонетт. Тоже не юнцы, некоторые стоят с ним на сцене почти 50 лет. Но на качестве концертов это не сказывается. А главное — это еще не финал. Турне Элтона Джона не продается как "прощальное". Еще встретимся.


Фото: Из собрания автора

выставка

Игорь Шелковский. Город дорог Третьяковская галерея на Крымском Валу 15 декабря — 25 марта

Ветеран андерграунда, редактор легендарного журнала "А — Я", последовательный — вплоть до сего дня — нонконформист, Игорь Шелковский вполне мог бы почивать на одних только политических лаврах. Однако ему — вопреки распространенному мнению о вторичности советского неофициального искусства — принадлежит и подлинное художественное открытие. Открытие жанра урбанистического пейзажа в скульптуре, даром что она все время маскируется под объект и инсталляцию.


Вся лента