Проверяющие уходят из подсобок

ЦСР подтверждает сокращение давления надзоров на торговле и услугах

Число плановых проверок сократилось за последние шесть лет на 124%, следует из аналитического обзора Центра стратегических разработок (ЦСР). При этом в ЦСР указывают, что это сокращение проходит без учета региональных особенностей и проблем с наполнением Единого реестра проверок — пока в него вносится только 10–20% всех плановых проверок.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Анализ 1,8 млн плановых проверок за 2011–2016 годы, который подготовил ЦСР вместе с Институтом проблем правоприменения, показал, что количество плановых проверок бизнеса за последние шесть лет снизилось на 123,9%. Сокращение произошло во всех регионах и практически во всех отраслях экономики, что «соответствует курсу правительства РФ на снижение контрольно-надзорного бремени», отмечается в аналитическом обзоре. Наибольшее снижение проверок зафиксировано в торговле, финансовой и страховой деятельности, сфере услуг. Половина проверок приходится на Роспотребнадзор и МЧС в лице Роспожнадзора.

Вместе с «позитивной тенденцией» эксперты ЦСР отмечают и проблемные детали в общей картине снижения контрольно-надзорного бремени. По их мнению, равномерное и единообразное уменьшение объема проверок слабо соотносится с местной региональной спецификой — не учитывается географическое положение региона, его размер и экономическое состояние. В Аналитическом центре при правительстве во многом согласны с тем, что «сокращение числа проверочных мероприятий происходило формально». «Сейчас идет внедрение системы контроля, которая позволит выбирать для проверок наиболее опасные объекты. Картина 2017–2018 годов может поменяться, и снижение числа проверок в различных субъектах РФ будет различным»,— отмечают в центре.

Среди других замечаний экспертов ЦСР — что «так и не заработал такой важный инструмент управления контрольно-надзорной деятельностью, как Единый реестр проверок», он заполняется на уровне 10–20%.

По данным на июнь 2017 года, отмечается в обзоре, в реестре, который курирует Генпрокуратура, была размещена информация лишь о 130 тыс. проверок за 2017 год.

У бизнеса есть большие претензии к работе реестра, заявили “Ъ” в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей. Ранее Борис Титов уже обращался в Генпрокуратуру по поводу несоответствия статотчетности о проведенных в 2016 году проверках сведениям реестра. Генпрокуратура в письме бизнес-омбудсмену объяснила, что это несоответствие связано с тем, что в форме отчетности «не учитываются четыре вида проверок» — а они, согласно закону о защите предпринимателей при осуществлении КНД, подлежат внесению в реестр. По итогам 2016 года и первого полугодия 2017 года Генпрокуратурой было выявлено более 2,5 тыс. нарушений порядка ведения реестра. В Минэкономики знают о проблеме с реестром. В июле этого года был принят разработанный министерством закон, которым устанавливается ответственность за невнесение и за нарушение сроков внесения информации в реестр. «Полагаем, что данная мера будет способствовать более полному и своевременному наполнению реестра и стимулированию контролеров к надлежащему исполнению своих обязанностей»,— заявили “Ъ” в Минэкономики; ведется работа «по дальнейшему содержательному расширению реестра».

В обзоре ЦСР не затрагивается тема внеплановых проверок, число которых не сокращается. По данным официальной статистики (ГАИС «Управление»), если в 2010 году их было проведено 1,325 млн, то в 2016 году — 1,4 млн проверок.

По данным министра РФ по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова, за прошлый год общее число проверок федеральных органов сократилось примерно на 7%.

Но министр указывал, что общий объем проверок не изменился, поскольку «радикально выросло число проверок на муниципальном уровне — на 20%».

Как готовится базовый закон о контроле

В Госдуме сегодня в рамках «нулевых чтений» будет представлен один из самых масштабных законопроектов последнего времени — закон «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)». Он выглядит как надзорный кодекс, главная задача которого — полностью регламентировать большую часть госконтроля в РФ в концепции контроля рисков. Внедрение закона займет несколько лет и неизбежно вызовет сопротивление контрольных органов и обновление их кадров — сейчас они работают на принципиально иных основаниях.

Читать далее

Дарья Николаева

Вся лента