Автодилеры обходят препятствия

Выгодно ли открывать салоны в России

Почти 100 автодилеров покинули рынок с начала года. По данным агентства «Автостат», больше других пострадали продавцы УАЗа и китайской Lifan. Что касается машин премиум-сегмента, концерны вынуждены были приостановить программу расширения бизнеса в России. Сколько стоит открыть автосалон в Москве? И как идут продажи новых машин? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В России осталось меньше 3,5 тыс. дилерских центров. В 2014-м их было почти 5 тыс. Если сравнивать с прошлым, в этом году салоны закрывались реже, но о восстановлении рынка пока говорить рано. Чтобы открыть салон «под ключ» и продавать машины среднего сегмента в Москве, нужно не меньше $3 млн. Инвестиции в премиальный дилерский центр составят от $5 млн до $15 млн в зависимости от площадки, говорит экс-президент Российской ассоциации автодилеров Владимир Моженков: «Это же катастрофа, когда российский предприниматель вложил $5 млн, а завтра он понимает, что ему нужно закрыться. А я знаю десятки таких случаев. Когда мы с нуля, "под ключ", создавали "Ауди Центр Восток", то вложили порядка $17 млн, а теперь видим, что этот проект почти полностью не окупается, и для этого потребуется 40-50 лет».

Если брать люксовые бренды, то, например, Mercedes-Benz в сентябре продал меньше 3,5 тыс. машин по всей России, BMW — чуть больше 2 тыс., Audi — 1,6 тыс., следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса. По итогам первого полугодия почти все салоны, кроме BMW, закрылись в минусе. Падение продаж — от 7% до 14%, а больше всех просел Porsche (-17%).

В таких условиях основным источником дохода салонов остается сервисное обслуживание, которое приносит 25-30% прибыли. Маржа дилеров по продаже новых авто — в среднем 5-6%, говорит генеральный директор агентство Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Десять лет назад дилерский центр "отбивался" за два-три года. Сейчас этого может не произойти и за несколько лет. Владельцы люксовых автомобилей стали менять их реже. Если раньше новую машину покупали через каждые два-три года, то сейчас этот срок растянулся до четырех-пяти лет. Соответственно, это негативно влияет на объемы продаж новых автомобилей».

В прошлом году программу расширения дилерской сети в России приостановила компания Mercedes-Benz, заявив, что займется укреплением существующих салонов. При этом ни один из них закрыт не был. Компания BMW с 1 октября расторгла договор с группой «Независимость», которая не выдавала клиентам уже оплаченные машины. Автосалоны сейчас находятся под пристальным контролем со стороны производителей, которые увеличили штат аналитиков, говорит директор по развитию бизнеса «Рольф» Владимир Мирошников: «Дилеры, которые столкнулись с большими финансовыми трудностями, до последнего пытаются выйти из этой ситуации ищут возможность перекредитоваться. В таком случае они к решению этих вопросов подключают и представительства автопроизводителей, которые все чаще задают вопросы о финансовой состоятельности дилеров и запрашивают какие-то дополнительные гарантии».

В целом же, ситуация выравнивается. По данным Ассоциации европейского бизнеса, рынок новых автомобилей за девять месяцев этого года вырос на 10,5% и составил более 1 млн машин. Произошло это в основном за счет продаж массовых брендов и программы льготного автокредитования, под которую подпадают машины до 1,45 млн руб.

По данным агентства «Автостат», больше половины машин в России покупают в кредит. По итогам трех кварталов на заемные средства продано 203 тыс. автомобилей.

Вся лента