"У нас 150 бойцов, и все хотят драться"

Камил Гаджиев о смешанных единоборствах в России

В Санкт-Петербурге в рамках VII Международного газового форума состоялся турнир по смешанным единоборствам (ММА) Fight Nights Global 75. Основатель промоутерской компании, а затем и академии Fight Nights Камил Гаджиев рассказал об особенностях индустрии ММА, о важности общения в соцсетях, об участии в боях медийных персон и об образе русского бойца.

— Турнир Fight Nights в рамках бизнес-форума — насколько это новая концепция для вас?

— Сотрудничество с Международным газовым форумом — показатель того, что индустрию единоборств сегодня серьезно рассматривают в бизнес-среде. Ее перестают воспринимать как аутсайдера, она входит в деловой мир как партнер, с ней говорят на равных. Эта кооперация также говорит о том, что бренд Fight Nights развивается, предлагает качественную продукцию и за счет этого становится интересен более широкой аудитории.

В остальном подготовка турнира происходила в обычном для нас рабочем режиме. Приехали интересные бойцы — из США, Словакии, разных регионов России. Они показали хорошее шоу. Некоторые зарубежные бойцы специально прибыли в Санкт-Петербург пораньше, чтобы посмотреть город: все наслышаны о его красотах.

— Почти половина участников турнира — иностранцы. При этом бытует мнение, что Россия — это место, куда зарубежные ветераны ММА едут подзаработать денег на излете своей карьеры. Что вы думаете об этом?

— В Fight Nights мы не нуждаемся в услугах "отработанных" спортсменов. Наша цель — делать качественные и зрелищные турниры. Да, иногда мы подписываем бойцов UFC и Bellator, двух самых крупных организаций в мире ММА. Но это всегда другая история. Бойцы уходят из ведущих организаций не только из-за возраста. Могут быть и другие причины: характер, личные конфликты, финансы.

Вот, например, Никита Крылов, боец из Донецка, который выступал в UFC. Ему предлагали продлить контракт, но он сам выбрал нас, ему понравились наши условия. Или американец Тайсон Нэм, который на турнире в Санкт-Петербурге завершил бой потрясающим нокаутом. Его хотели подписать и UFC, и Bellator, но в итоге он развивает свою карьеру в России.

Камил Гаджиев и Федор Емельяненко на пресс-конференции Fight Nights

Фото: Fight Nights Global

— В американских организациях ММА бои предваряют препирательства бойцов в социальных сетях и на пресс-конференциях, так называемый трэш-токинг — оскорбления ради шоу. Почему российские бойцы избегают подначивать соперника перед боем?

— Действительно, в ММА стали уделять очень много внимания трэш-токингу. Это естественно: как и в других сферах, здесь больше ценят того бойца, который способен "продать" свой бой, вызвать вокруг него ажиотаж. Ирландец Конор Макгрегор поднял планку на очень большую высоту. Все видят, какого успеха он добивается благодаря раскрутке своего боя, как продаются платные трансляции, как приходят спонсоры. Так или иначе, всем приходится за ним подтягиваться.

Российские бойцы тоже идут к этому. У многих отличное чувство юмора, они способны быстро отвечать колкостью на колкость. Но нас сдерживают языковые особенности, воспитание. Американец перед боем говорит нелестные вещи о близких и семье соперника, а наш боец не может себе этого позволить в силу менталитета. В нашем обществе такое не принято: это серьезные слова, которые в России попросят аргументировать.

— А стиль и образ русских бойцов — каков он? На ум сразу приходит боксер Дмитрий "Кувалда" Кудряшов, которого в СМИ называют "ролевой моделью для патриотов": бородатый, молчаливый, взгляд исподлобья.

— Несколько лет назад многие бойцы пытались копировать стиль Федора Емельяненко: его религиозность, спокойствие. Потом поняли, что Федор такой один, попытки повторять за ним выглядят смешно, и — расслабились.

Сегодня бойцы не боятся быть публичными, медийными. Все ведут блоги, общаются с фанатами, что-то комментируют. Пришло понимание того, что открытость идет на пользу, помогает привлечь аудиторию.

— Вы приглашали в Fight Nights хоккеиста Дамира Рыспаева, главного драчуна в КХЛ. Выступления в ММА представителей других видов спорта, часто провальные,— это тоже маркетинговый ход для расширения аудитории?

— Мы первыми в российском ММА стали привлекать к турнирам людей из других сфер — из театра, кино. Это дало серьезный толчок развитию нашего бренда, сделало его узнаваемым.

Фото: Fight Nights Global

— Центром бойцовского мира остаются Соединенные Штаты. Чем их индустрия ММА отличается от нашей?

— Американская индустрия ММА держится на продажах платных трансляций, сетях по распространению билетов, рекламных контрактах. Мы позже начали, у нас эти схемы еще не выстроены в совершенстве. Не всегда идет рекламодатель — для многих смешанные единоборства по-прежнему экзотика, не сформировался еще пласт болельщиков, готовых платить за видеоконтент.

Что же касается качества боев, то оно в России на самом высоком уровне. У нас растут отличные атлеты, есть традиция кулачных поединков, есть понятие героя. Посмотрите на Хабиба Нурмагомедова. За него болеют целые регионы, он настоящий кумир молодежи, старшего поколения. Любовь и поддержка, которую дарят бойцам российские болельщики,— это что-то невероятное.

— Fight Nights планируют выйти на американский рынок?

— Такие планы есть. Однако сделать турнир за рубежом — не самоцель. Его можно организовать хоть сегодня, но хочется сделать не просто турнир, а событие — яркое, запоминающееся. Такое, чтобы публика захотела приходить к нам снова и снова. Все это требует серьезной подготовки и стратегии.

— Вспомните самый курьезный случай в своей работе.

— Курьезы случаются ежедневно. Самый частый — отказ бойца от боя из-за травмы. Но мы давно отработали эту схему: у нас 150 бойцов, и все жаждут выйти на замену и драться.

Беседовал Михаил Боков

Вся лента