Багажники и фаркопы согласуют в ГИБДД

Ведомство разработало правила внесения изменений в конструкцию автомобилей

ГИБДД разработала проект постановления правительства, которое определит правила внесения изменений в конструкцию автомобилей. Документ коснется тысяч водителей по всей России, желающих легализовать, к примеру, газобалонное оборудование, экспедиционный багажник, силовой бампер или воздухозаборник. Процедура согласования остается довольно сложной, но некоторые этапы упрощаются: эксперты говорят о возможности, по сути, задекларировать намерение изменить конструкцию, получить временное разрешение, исключив тем самым придирки со стороны инспекторов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На regulation.gov.ru опубликован проект постановления правительства России, который утвердит «порядок проверки выполнения требований к колесным транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию». Это уже вторая версия документа, первая была опубликована в августе 2017 года, о чем сообщал “Ъ”.

Власти сейчас готовят масштабную реформу в области регистрации переделанных (в том или ином виде) автомобилей. Началась реформа после того, как в 2016 году владельцы внедорожников по всей России столкнулись с повышенным вниманием к ним со стороны инспекторов ГИБДД: останавливались машины с большими колесами, экспедиционными багажникам, фаркопами, воздухозаборниками-шноркелями и даже с газовым оборудованием, при этом инспекторы выписывали штрафы и прекращали регистрацию, если им что-то не нравилось. В некоторых регионах водители, ездившие на переделанных машинах годами, организовали митинги, производители спецоборудования (у них упали продажи) жаловались в органы власти. В дело вмешалась Госдума, ГИБДД признала «перегибы не местах», был создан Национальный автомобильный союз (НАС), который вместе с Госавтоинспекцией сейчас занимается нормативным обеспечением реформы.

Ключевой момент проекта — упрощение согласования изменений с ГИБДД, пояснил “Ъ” вице-президент НАС Антон Шапарин. На первом этапе автовладелец обращается в испытательную лабораторию для прохождения предварительной техэкспертизы (даже если автомобиль конструктивно уже изменен), после чего направляется в ГИБДД. При этом важно, подчеркивает господин Шапарин, инспекторам теперь не нужно будет показывать сам автомобиль, только документы из лаборатории.

На практике это говорит, считает Антон Шапарин, о фактической амнистии для пострадавших от действий ГИБДД владельцев: собственник автомобиля просто декларирует намерение изменить конструкцию, получает разрешение ГИБДД и далее спокойно занимается оформлением документов (сроки не регламентированы).

Гаишник, в свою очередь, не сможет придраться к внешнему облику машины, достаточно будет предъявить разрешение, уверен эксперт.

При этом, добавляет он, в проекте остается еще один пункт, который содержит потенциальный «коррупциогенный фактор». Так, ГИБДД может отказать в согласовании изменений, если выявлено противоречие техрегламенту о безопасности колесных транспортных средств. «Это должны определять эксперты лаборатории, дело ГИБДД — проверять лишь выданные документы, доверяя экспертам,— считает господин Шапарин.— Инспекторы не техэксперты, тем более что их у региональных сотрудников знания в этой сфере довольно скудные, как показывает практика. Оставлять за ними право давать оценку соответствия автомобиля техрегламенту я бы не стал».

Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин заявил “Ъ”, что документ в целом «не вызывает отторжения». «Но остается, как всегда, вопрос правоприменения,— говорит он.— Остается риск, что на дороге инспекторы ДПС продолжат придираться к багажнику на крыше, фаркопу и обвесам». Не до конца ясно, каким образом инспектор будет определять, выявленные им изменения в конструкцию требуют согласований или не требуют. «Это может определить только эксперт»,— отмечает господин Травин.

Антон Шапарин, в свою очередь, добавляет, что споры на дорогах по поводу «переделок» практически исчезли, переместившись в регистрационные подразделения Госавтоинспекции. «500-рублевый штраф по ст. 12.5 КоАП гаишникам оформлять неинтересно, а некогда массовый инструмент прекращения регистрации используется очень редко, только по личному решению начальника УГИБДД региона,— пояснил он.— Можно сказать, что репрессии, с которым водители сталкивались год назад, сейчас прекратились».

Иван Буранов

Вся лента