Локомотивам удался маневр

Участники ЕАЭС решили сохранить старую технику промышленников

Как выяснил “Ъ”, участники ЕАЭС поддержали предложение о выводе старых маневровых локомотивов, работающих на путях промпредприятий, из-под действия положений техрегламента Таможенного союза, запрещающего их использовать без модернизации. Сейчас вопрос прорабатывается в правительстве РФ. По оценкам ИПЕМ, запрет продления срока службы маневровых локомотивов на путях необщего пользования мог загрузить локомотивостроительные предприятия РФ на 120 млрд руб. на ближайшие пять лет.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Как выяснил “Ъ”, вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу, Минпромторгу и Минэкономики оперативно рассмотреть предложения по выведению промышленных локомотивов из-под действия техрегламента Таможенного союза, запрещающего продление срока службы локомотивов без дорогостоящей модернизации (копия письма от 6 октября есть у “Ъ”). Запрет должен был вступить в силу в августе, в июле правительство РФ поддержало решение ЕЭК о сдвиге сроков на 2 августа 2018 года.

Выведение из-под запрета локомотивов, работающих на путях необщего пользования (например, ветках, ведущих к промпредприятиям), велось давно. Еще в июне Аркадий Дворкович поручил Минтрансу, Минпромторгу и Ространснадзору к 15 декабря подготовить соответствующие предложения. Как пояснили “Ъ” в аппарате вице-премьера, ведомства должны учесть целесообразность формирования системы оценки количества и качества локомотивов, увязки с грузопотоками и вопросами отдельных грузоотправителей, по итогам будет принято решение.

Как пояснили “Ъ” в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ), запрет продления срока службы маневровых локомотивов на путях необщего пользования мог бы создать рынок объемом в 120 млрд руб. на ближайшие пять лет. По оценкам ИПЕМ, промпредприятия эксплуатируют более 9,5 тыс. таких локомотивов, из которых 39% старше 35 лет (они попали бы под запрет). Но, как писал господину Дворковичу 28 сентября глава РСПП Александр Шохин (копия письма есть у “Ъ”), механизм поддержки локомотивостроителей «путем распространения чрезмерных требований техрегламента на промышленные локомотивы носит принудительный характер». Промышленные локомотивы и локомотивы ОАО РЖД используются в разных условиях, подчеркнул господин Шохин. По мнению главы РСПП, такие меры поддержки локомотивостроителей (через субсидирование покупателей) «несут риски инициирования расследования по субсидированию экспорта против российских промпредприятий» и чреваты заградительными пошлинами. Поэтому РСПП просил правительство поддержать вывод промышленных локомотивов из-под действия техрегламента и усовершенствовать механизмы поддержки локомотивостроителей.

Как субсидируется выпуск маневровых локомотивов

Смотреть

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров соглашается, что действующий механизм субсидирования закупки маневровых локомотивов не работает из-за отсутствия интереса со стороны эксплуатантов. В Минтрансе и Минэкономики сообщили “Ъ”, что вопрос прорабатывается. Источник на рынке слышал, что Минтранс может поддержать исключение промышленных локомотивов из-под действия техрегламента. В Минпромторге комментариев не дали.

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) “Ъ” напомнили, что все изменения и дополнения к техрегламенту, принятому еще в 2011 году, регулярно обсуждались с бизнес-сообществом всех пяти стран союза. «Не совсем понятно, почему они стали педалировать тему чрезмерности затрат на модернизацию тягового состава именно сейчас»,— говорят в ЕЭК. Тем не менее правительства стран, входящих в ЕАЭС, одобрили предложение о вынесении, в частности, маневровых локомотивов из-под действия ряда положений техрегламента. Как сообщил “Ъ” российский чиновник, все страны—участники ЕАЭС поддерживают выведение промышленных локомотивов, так как «у них другая ситуация в транспортном машиностроении и вопрос для них не столь актуален».

Запрет продления, говорит гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян, с одной стороны, будет способствовать повышению безопасности работы железнодорожного транспорта и обеспечит спрос для российских предприятий, «с другой — это дополнительная нагрузка на предприятия и, следовательно, на экономику в целом». По мнению эксперта, компромиссным решением может стать включение дифференцированных требований по модернизации маневровой техники в существующий регламент.

Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина, Анатолий Джумайло

Вся лента