Телевизоры готовят к решающим матчам

ЧМ-2018 может стимулировать продажи устройств 4K

Чемпионат мира по футболу-2018 стимулирует в России развитие ТВ высокой четкости, а количество 4K-телевизоров в стране по его итогам вырастет с 1 млн до 3,7 млн штук, прогнозируют участники рынка. Это потребует дополнительных затрат от спутниковых и ШПД-операторов. При этом телеканалы до сих пор не подтвердили готовность вести трансляцию в формате 4K из-за высоких цен на контент и низкого проникновения устройств на рынке.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

66% российских операторов связи, производителей и дистрибуторов контента рассчитывают, что чемпионат мира по футболу-2018 ускорит переход к вещанию в формате 4K; 75% считают, что эта технология в перспективе станет основной, вытеснив HD и SD, следует из опроса компании Huawei (есть у “Ъ”). По итогам 2017 года в России проникновение телевизоров 4K составит 1 млн штук, или 11% от общих продаж телевизоров, а по итогам 2018 года их число вырастет до 3,7 млн, ссылается Huawei на данные Ovum.

Ранее, 4 октября, о том, что трансляция матчей будет вестись в формате «ультравысокого разрешения», заявил министр связи РФ Николай Никифоров в опубликованном отчете о подготовке к ЧМ-2018. Операторы связи, опрошенные “Ъ”, согласны, что чемпионат способствует развитию 4K, но указывают на ряд проблем, среди которых низкое проникновение телевизоров и ТВ-приставок с поддержкой 4К и дефицит такого контента. Платежеспособный спрос на подобные продукты в России пока отсутствует, и ARPU от реализуемых услуг не компенсирует операторам высокие затраты, подчеркивают в пресс-службе «Акадо».

Сейчас шесть UHD-каналов (стандарт UHD включает технологии 4K и 8K) есть у оператора «Триколор ТВ». На «НТВ-плюс» вещают два UHD-канала, оператор рассматривает возможность подъема третьего, говорит гендиректор компании Михаил Демин. Контент 4K также есть в базовом пакете МТС. «В тестовом режиме работал спортивный канал Russian Extreme, а в середине октября запустим новый — развлекательный Insight»,— уточнил представитель МТС Дмитрий Солодовников. «Орион», «Акадо», МГТС и «Ростелеком» пока вещания в 4K не ведут. Но «Ростелеком» уже начал закупать 1 млн ТВ-приставок с поддержкой 4К, говорят в компании. МГТС готова будет предложить клиентам ТВ-приставки с поддержкой UHD «в ближайшем будущем», заверяет директор по маркетингу и развитию бизнеса компании Дмитрий Кулаковский. NetByNet планирует начать вещание в 4K в 2018 году, уточняет гендиректор оператора Андрей Батанов.

Трансляция ЧМ-2018 в 4K потребует от ШПД-операторов дополнительной подготовки сетей, а от спутниковых — увеличения ресурсов транспондеров, предупреждает директор по продажам программных решений Huawei в России Иван Ефимов. «Но каналам дополнительно доплачивать за трансляцию ЧМ 2018 в 4K не придется — формат будет включен в пакет прав на трансляцию»,— отмечает он. Тем не менее сразу несколько собеседников “Ъ” на рынке платного ТВ настаивают, что российские телекомпании не готовы выкупать права на вещание 4К именно из-за их дороговизны. «Они просто не окупят затраты в силу низкого проникновения телевизоров 4K»,— уверен один из собеседников.

В пресс-службе «Первого канала» “Ъ” подтвердили, что в эфирном вещании транслировать ЧМ-2018 в 4K не планируют, добавив, что исследуют «целесообразность трансляции 4К в интернете». Рассматривает возможность трансляции ЧМ в формате UHD «Матч ТВ». «Вопрос изучается, в том числе — необходимых технических затрат на реализацию проекта»,— поясняют в его пресс-службе. В ВГТРК комментарий не предоставили.

По данным «М.Видео» продажи телевизоров с 4K действительно растут: за девять месяцев 2017 года было продано более чем вдвое больше таких устройств с диагональю 50–60 дюймов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Их средняя цена при этом снизилась примерно на 25%, до 55 тыс. руб. «Она остается примерно вдвое выше среднего ценника в целом по рынку ТВ»,— отметила представитель ритейлера Валерия Андреева.

Юлия Тишина

Вся лента