Неудачник в золотой раковине

Приз Сан-Себастьяна отдан «Горе-творцу»

65-й Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне завершен. Главная награда «Золотая раковина» присуждена фильму Джеймса Франко «Горе-творец». Из Сан-Себастьяна — Андрей Плахов.

Фото: Good Universe

Это искрометная комедия про режиссера Томми Вайсо, вместе со своим другом Грегом Сестеро снявшего в 2003 году картину «Комната», которая признана эталоном ужасающе плохого кино и в этом качестве стала культовой. Американо-голливудская мечта в ее самом извращенном виде не теряет ни романтизма, ни обаяния. Монструозного «вампира» Вайсо играет сам Джеймс Франко, в роли Грега (рост 188, бывший манекенщик Армани) — брат Джеймса Дейв Франко (рост 170, но тоже красавчик).

Полуюбилейный фестиваль оказался одним из самых сильных за свою долгую историю. В памяти останутся и те фильмы, которым не дали наград. Например, дебют Иваны Младенович из Сербии, выучившейся на режиссера в Бухаресте и снявшей там кино «Солдаты. История из жизни района Ферентари». Главный герой — толстый, смешной, но при этом артистичный цыган Альберто, проведший полжизни в тюрьме и там «опущенный»,— заводит роман с антропологом, занятым изучением музыки цыганских гетто. Действие происходит в самом криминальном и бедном районе Бухареста. Рискованный, на грани фола сюжет позволяет выйти на острые проблемы румынского общества. О другой картине из Румынии — «Поророка» — мы уже рассказывали (см. “Ъ” от 28 сентября); Богдан Думитраке, играющий доведенного до отчаяния отца пропавшей девочки, награжден «Серебряной раковиной» за лучшую мужскую роль.

С ним мог соперничать немец Макс Хубахер, воплотивший в фильме «Капитан» Роберта Швентке апофеоз тотального зла. Его герой, 19-летний сержант-дезертир Вилли Херольд, облачившись в случайно найденную офицерскую униформу, начинает терроризировать своих соотечественников. Он представляется капитаном со спецзаданием от самого фюрера — быстро, без юридических проволочек разобраться с дезертирами, заключенными в концлагерь. Учинив там настоящую бойню, Херольд окончательно впадает в безумие. Он со своими приспешниками захватывает небольшой городок, уже готовый сдаться британской армии, казнит мэра и продолжает бесчинствовать, превращая местную гостиницу в бордель с кровавыми оргиями. Сюжет основан на реальной биографии военного преступника (вскоре после войны казненного), но сильно видоизменен в явном стремлении дать подобие «Апокалипсиса сегодня» Копполы, «Гибели богов» Висконти и «Европы» Триера. Очевиден и след Фассбиндера, и хотя уровень этих ориентиров для Швентке недостижим, тем не менее заслуженна награда, которой жюри удостоило оператора этой черно-белой ленты Флориана Балльхауса (сын знаменитого оператора Михаэля Балльхауса, работавшего как раз с Фассбиндером).

Не остались без призов испаноязычные фильмы, всегда приоритетные в Сан-Себастьяне. Аргентинка Анаи Бернери награждена «Серебряной раковиной» за режиссуру картины «Анаис», а сыгравшая в ней проститутку с трудной судьбой София Гала Кастильоне признана лучшей актрисой фестиваля. Кроме того, приза за сценарий удостоена другая аргентинская лента — «Типа семья» Диего Лермана и Марии Мейры. Заметного успеха добилось кино Страны Басков: фильм «Гигант» Айтора Арреги и Хона Гараньо награжден вторым по рангу спецпризом жюри. Действие его происходит в XIX веке в разгар карлистских войн, в центре — аномально высокий (страдающий акромегалией) деревенский парень, которого брат возит по Европе, воспринимающей «самого высокого человека в мире» как объект коммерческого аттракциона: нечто вроде «Человека-слона» Дэвида Линча. Имеющая документальную основу народная сказка укоренена в баскской культуре и становится метафорой ее насильственной интеграции в космополитическое пространство. Помимо небанальной темы фильм привлекает постановочным и визуальным качеством, что ставит его на почетное первое место в испанской кинопродукции этого года.

И все же на призовую авансцену фестиваля жюри во главе с Джоном Малковичем вывело американский фильм Джеймса Франко, и он закономерно победил: артист-виртуоз видит такого же издалека и не может не оценить. Образ одержимого актера, мечтающего играть Шекспира, Беккета и Уильямса, но достигающего успеха в B-movies, списан не только с карикатурного Вайсо (тоже посетившего фестиваль), но и с действительно талантливого Франко. В свои 39 лет он снялся в 120 фильмах, 25 поставил как режиссер, в 40 выступил продюсером. Среди них хватает мусора, однако «Горе-творец» (другой вариант перевода названия — «Катастрофический артист») — страстное трагикомическое признание в любви к профессии, и к нему решительно невозможно остаться равнодушным.

Сан-Себастьян в последние годы дистанцировался от российского кино; впрочем, на этот раз здесь представлены два наших фильма из каннских программ — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Теснота» Кантемира Балагова. Сыгравшая главную роль в последнем одаренная молодая актриса Дарья Жовнер удостоена специального упоминания жюри программы «Забалтеги». Предыдущий раз, когда россиян награждали в Сан-Себастьяне, речь шла о фильме Валерия Тодоровского «Любовник», а было это ни много ни мало 15 лет назад.

Вся лента