Власти Новосибирска сами построят платные парковки

Мэрия города отказались от услуг инвесторов

Мэрия Новосибирска не будет привлекать инвесторов к созданию единого платного парковочного пространства. Строить автопарковки и управлять ими власти планируют самостоятельно. Они уверены, что к 2019 году смогут оборудовать в Новосибирске около 760 платных машино-мест из планируемых 10,8 тыс. Участники рынка и аналитики сомневаются, что проект будет эффективным.

Фото: Александр Кряжев, Коммерсантъ

Новосибирские власти решили реализовывать проект создания единого платного парковочного пространства (ЕППП) в городе без привлечения инвесторов. «В ближайшее время привлекать инвестиции не планируется. Построенные и оборудованные парковки, которые будут переданы под управление муниципалитету, строятся за счет средств, собираемых с парковок»,— пояснили “Ъ” в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска. Почему городские власти решили не объявлять инвестиционный конкурс на обустройство парковочных мест, в департаменте комментировать не стали. «Для муниципалитета выгоднее реализовывать проект своими силами — не нужно делить доходы с инвестором»,— рассказал “Ъ” источник в руководстве мэрии.

Проект ЕППП был разработан МБУ «Новосибирская городская служба парковки» в прошлом году. Его планировалось реализовать с привлечением средств инвестора в несколько этапов. На первом этапе муниципалитет рассчитывал построить 4,5 тыс. платных парковочных мест к весне текущего года.

Изначально общая стоимость создания городской парковочной зоны оценивалась властями в 700 млн руб.

Как уточнили вчера в департаменте транспорта, планы по реализации проекта ЕППП на обустройство 10,8 тыс. машино-мест остались прежними: «Работа разбита на несколько этапов. В 2017 году запущен пилотный проект по плоскостным парковкам на площади Гарина-Михайловского на 50 машино-мест, там же до конца года запустим площадку на 110 машино-мест». Сейчас, по данным Новосибирской городской службы парковки, стоимость одного машино-места — 20 руб. в час. К концу года, когда парковка выйдет из режима тестирования, стоимость превысит 50 руб.

В 2018 году мэрия планирует ввести в эксплуатацию в центре Новосибирска четыре платные плоскостные парковки общей вместимостью около 200 машино-мест, в 2019 году — еще четыре плоскостные платные парковки на 400 машино-мест.

По данным областной ГИБДД, в регионе за восемь месяцев 2017 года зарегистрировано 1,153 млн автотранспортных средств, в городе — 484,2 тыс. (за восемь месяцев 2016 года — 1,28 млн и 556 тыс. соответственно).

Ранее реализовать проект создания платного парковочного пространства в Новосибирске предлагал консорциум словацкой компании SkyToll и международного холдинга Eyeline. Инвестор намеревался вложить в проект 1,5 млрд руб. и эксплуатировать платную парковку восемь-десять лет. Стартовый тариф был запланирован в размере 30–40 руб. в час, срок окупаемости проекта оценивался в шесть лет. Представитель компании «Паркинг сервис», созданной консорциумом под этот проект, Максим Свириденко отмечал, что, как правило, в таких проектах доходы делятся по схеме 60% на 40% (инвестор и городской бюджет) или 70% на 30%.

«Создание парковочного пространства в Новосибирске должно было стать нашим пилотным проектом, за реализацией которого следили другие города, с которыми мы вели переговоры. Мы так и не дождались от городских властей инвестиционного конкурса»,— рассказал “Ъ” господин Свириденко. В апреле SkyToll приняла решение уйти из России, сейчас она развивает парковочные проекты в Восточной Европе, на Балканах, отметил он. «Не исключено, что Новосибирск не нуждается в инвестициях или же не умеет с ними работать. Среди ряда крупных инвесторов город называют кладбищем погибших инвестпроектов»,— говорит Максим Свириденко. Он сомневается, что городские службы смогут эффективно управлять проектом парковок: «Это довольно сложный бизнес, требующий современных технологических решений, правильного пиара, работы с социальными группами, с недовольными. Наш проект, например, предусматривал создание сети общественных приемных в городе».

Независимый аналитик Андрей Рожков отмечает, что в среднем срок окупаемости таких проектов семь-восемь лет. В данном случае он будет, скорее всего, гораздо больше, учитывая отсутствие у чиновников необходимых компетенций и опыта по сравнению с частным инвестором, говорит он.

Реализуя проект самостоятельно, власти могут вводить платные парковки в «щадящем» режиме, делая, например, как в Москве, свободные от платы дни, полагает директор красноярского филиала «БКС премьер» Юлия Покаместова: «В этом случае ценообразование будет не совсем рыночным, тогда как с инвесторами определяются более жесткие условия работы, четкие сроки окупаемости».

Оксана Павлова, Новосибирск

Вся лента