Проект «Ямал—Марокко»

Рабат предложил свой рынок НОВАТЭКу и «Газпрому»

«Газпром» и НОВАТЭК могут принять участие в комплексном проекте по строительству газовой инфраструктуры и ТЭС на 2,4 ГВт в Марокко, а также в поставке газа на них, заявил министр энергетики РФ Александр Новак. По данным “Ъ”, обсуждение находится на ранней стадии, и, по мнению аналитиков, для Марокко ведение переговоров с Россией может быть способом повысить конкуренцию между будущими поставщиками СПГ.

Фото: Виталий Грабар, Коммерсантъ

Российские компании могут принять участие не только в поставках газа в Марокко в виде СПГ, но и в строительстве инфраструктуры и газовых электростанций, заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак. По его словам, «Газпром» и НОВАТЭК готовы поставлять СПГ с проектов «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ», тогда как «Интер РАО Инжиниринг» может быть заинтересовано в строительстве станций. В «Интер РАО» заявили, что готовы рассмотреть любые предложения по работе за рубежом.

Речь идет о крупнейшем в Марокко проекте по развитию газовой генерации, который включает строительство порта и регазификационного терминала в Джорф-Ласфаре мощностью 5 млрд кубометров в год, строительство газопровода (400 км) и двух ТЭС мощностью 2,4 ГВт. Общая стоимость проекта оценивается в $4,6 млрд. Сейчас потребление газа в Марокко — около 1 млрд кубометров, которые поступают из Алжира частично как плата за транзит по пролегающему через Марокко газопроводу Магриб—Европа, частично (0,64 млрд кубометров в год) по контракту между марокканской госкомпанией ONEE и алжирской Sonatrach. Оба контракта истекают в 2021 году.

Рабат хотел бы, чтобы одна компания или консорциум занимались всем проектом, то есть поставляли бы СПГ, строили и владели терминалом, газопроводом и ТЭС. Летом французская Total, которая является стратегическим партнером НОВАТЭКа, заявляла об интересе к проекту. В НОВАТЭКе “Ъ” подтвердили заинтересованность в поставках газа в Марокко. Но у компании почти нет свободного газа, так как объемы с «Ямал СПГ» законтрактованы (в том числе 2,5 млн тонн получил «Газпром»), и свободный СПГ у НОВАТЭКа появится только с «Арктик СПГ». Собеседник “Ъ” в «Газпроме» отметил, что переговоры по поставкам в Марокко пока на очень ранней стадии. Ряд других собеседников “Ъ” отмечают, что помимо поставок газа участие в проекте подразумевает привлечение внешнего финансирования для строительства, что может стать серьезной проблемой для российских подрядчиков в условиях санкций.

Александр Новак выразил надежду, что к визиту премьера Дмитрия Медведева в Марокко в октябре стороны смогут согласовать меморандумы, в том числе по поставкам СПГ. «Подписание меморандумов о взаимопонимании само по себе ничего не значит, покупатель СПГ, заключая такие соглашения, хочет максимально снизить цену»,— отмечает Роман Казьмин из ICIS. Теоретически, если власти Марокко пойдут по пути подписания межправсоглашения с Россией, «Газпром» мог бы поставить на этот рынок объемы, законтрактованные с проекта «Ямал СПГ», полагает он. Индийская Gail, которой предназначался этот газ, сейчас пытается пересмотреть цену.

Сейчас на рынке долгосрочные соглашения по СПГ заключаются примерно на уровне 12,6% от цены Brent плюс константа в $0,5 (сейчас около $7,5 за MBTU), говорит собеседник “Ъ” в отрасли. По его мнению, газу, который «Газпром» контрактовал у «Ямал СПГ» в начале 2015 года с привязкой более 13% к Brent, будет непросто пройти на рынок Марокко в условиях конкуренции с потенциальными поставками из Катара или США.

Юрий Барсуков

Вся лента