«Малый бизнес не умер»

Старший вице-президент блока «Корпоративный бизнес» Сбербанка Анатолий Попов — в интервью «Ъ FM»

Сбербанк запустил новый проект для начинающих бизнесменов — финансовая услуга Сбербанка направлена на поддержку малого бизнеса. Подробнее об этом в интервью обозревателю «Коммерсантъ FM» Дмитрию Дризе в рамках Восточного экономического форума рассказал старший вице-президент блока «Корпоративный бизнес» Сбербанка Анатолий Попов.

Фото: sberbank.ru

— Насколько выгодно Сбербанку поддерживать малый бизнес?

— Малый бизнес для нас — ключевое направление. Потому что, во-первых, он достаточно большой, количество малых предпринимателей в стране большое. И, как правило, банки достаточно неуклюже общаются с малым бизнесом. Мы в этом видим просто рыночные возможности, мы облегчаем процесс открытия расчетно-кассового обслуживания, снижаем цены на расчетно-кассовое обслуживание.

— Демпингуете?

— Нет, мы просто видим, что может быть, в том числе, и где-то избыточная нагрузка на малых предпринимателей по расчетно-кассовым сервисам. Мы можем сделать ее более доступной. Потому что они все больше становятся digital, и, конечно, у банка меньше издержек, и мы можем просто предоставить сервис по более доступной цене. И, конечно, это финансирование, ставки уже ниже докризисных, средняя ставка 11,7 у нас в августе, мы уверены, что люди при расчете своих бизнес-планов теперь будут использовать эту ставку, а не ту, которая была раньше, и это, конечно, даст им гораздо больше оптимизма для того, чтобы начинать свое дело, делать его успешным, и в конечном итоге сервисы в нашей стране будут чуть лучше.

— А есть спрос на кредиты вообще?

— Да.

— Все говорят, что малый бизнес умер, совсем плохо себя чувствует.

— Нет-нет, не знаю, где он умер, у нас он вполне в позитиве — плюс 72% у нас выдачи малому бизнесу в этом году по отношению к прошлому году. Поэтому не только он не умер, а даже темпы роста этих выдач вырастают, мы смотрим на это с большим оптимизмом.

— А опасность невозврата существует?

— Сегодня уже говорили о технологиях, и мы стали использовать технологии анализа больших данных перед тем, как, собственно, выдавать кредит — это и анализ соцсетей, и скроллинг мобильных операторов, помимо внутренних источников, которые у нас есть в банке, это там поступление выручки, как контрагенты, эквайринг, выплата налогов. То есть это все складывается в одну большую модель, качество которой значительно больше традиционных моделей, которые мы использовали ранее, так называемых моделей анализа денежных потоков, когда предприниматель приносит, приходит с такой Excel-табличкой, и кладет там свою будущую выручку за 5 лет, и говорит, что он будет зарабатывать столько. Ну, не так много предпринимателей могут это точно посчитать, гораздо важнее работать просто с порядочным человеком. И мы можем с большой достоверностью это предсказать. Поэтому эти модели работают более качественно.

—То есть просто, грубо говоря, отслеживаете человека, его активность в соцсетях и так далее?

— Да-да, кредит выдается человеку, а не его проекту, это, наверное, скорее вот это…

— Такое ноу-хау Сбербанка?

— Это мировое ноу-хау, туда движется весь мир.

— На Дальнем Востоке как обстановка, какой спрос здесь и какие условия для бизнеса здесь?

— Дальний Восток в Сбербанке растет в два раза быстрее, это нас радует. Ну, это может быть потому, что наша команда работает тут чуть более интенсивно, и как бы ребята более энергичные. Может другие банки менее активные на рынке Дальнего Востока, потому что они концентрируются на более крупных рынках. Но если взять фундаментально, посмотреть на портфель субъектов малого и среднего предпринимательства за последние пять лет, то в стране он вырос на 25%, а на Дальнем Востоке всего на 21. Разница не такая большая, но все-таки она есть, и я думаю, что Дальний Восток растет быстро, так что, я думаю, что он догонит.

— А почему он растет быстро? Даже опережает Московский регион, Центральный регион?

— По нашему банку он опережает, темпы роста кредитного портфеля на Дальнем Востоке почти в два раза выше, чем, например, в Москве.

— Как в целом вы оцениваете перспективы банковского бизнеса, банковской системы? Мы знаем, что с регулятором некоторые трудности, некоторые банки уходят, Сбербанк не ощущает проблем, связанных с регулированием?

— Вы знаете, мы привыкли сосредотачиваться на работе и на своей внутренней эффективности. Трудности как таковые, они в первую очередь внутри себя, и мы свои барьеры научились, как нам кажется, побеждать, и мы справляемся.

Вся лента