«Хвост» конкуренции

В чем снова подозревают Uber

Uber попал в поле зрения ФБР. Как сообщает The Wall Street Journal, бюро проверяет сведения о том, что агрегатор якобы пользовался шпионской системой для борьбы со своим конкурентом — компанией Lyft. По данным источников издания, речь идет о программе под названием Hell, с помощью которой создавались аккаунты несуществующих пользователей сервиса Lyft. При оформлении заказа «клиент» получал информацию, где находятся водители и какие цены назначают за поездки — пользуясь этими данными, руководство Uber могло предложить водителям более выгодные условия и убедить покинуть компанию-конкурента.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Подобная практика встречается довольно часто, отметил независимый эксперт в области информационных технологий Роман Ивлиев: «Этим всем компании — не только Uber — уже занимаются много лет. В свое время были статьи, что и в программном обеспечении того же «Яндекс.Такси» были дыры, и не надо было быть профессиональным хакером, можно было спокойно подбирать параметры и в открытом доступе забирать данные водителей и таксомоторных парков. Они, естественно, промышляют воровством водителей, заказов многие годы. Технически это, конечно, возможно. С учетом широкого распространения современных технологий и при наличии в них достаточного количества дыр, есть специально обученные люди, которые ищут уязвимости в программном обеспечении и пользуются потом ими».

По российскому антимонопольному законодательству, за шпионаж в конкурентной борьбе нарушителю грозит предупреждение либо штраф. В США, где под подозрение попал Uber, речь может идти об ответственности в рамках законов о защите персональных данных, считает руководитель антимонопольной практики «ФБК Право» Сергей Ермоленко: «Дело не только в том, какую информацию собирал Uber о своих конкурентах, а в том, насколько добросовестно он ее использовал. Поскольку к делу подключилось ФБР, возможно, в США отчасти это вопрос не только антимонопольного законодательства и недобросовестной конкуренции, но и несанкционированного сбора персональных данных или какой-то коммерческой информации, которая не подлежит раскрытию. В США за этой сферой следят очень строго».

Власти США уже не раз подозревали Uber в нечестной игре. Так, сейчас Минюст страны изучает программу Greyball — с ее помощью Uber мог собирать персональные данные и слежить за клиентами. Кроме того, власти США проверяют сведения о нарушении компанией закона о коррупции за рубежом.

Uber занимает одну из лидирующих позиций на рынке такси, его конкурентам выгодно вести против него информационную атаку, отметил владелец и президент Twiga Communication Group Александр Оганджанян. Вполне возможно, что Uber стал жертвой черного пиара, отметил эксперт: «Что такое компания Uber? Это компания, которая пришла на уже сформировавшийся рынок с абсолютно новым подходом к ведению бизнеса и, в общем, это рынок взорвала. Понятное дело, что мириться с этим очень долго конкуренты не могли. Святых людей на свете нет, и, наверное, они где-то там перегибают палку, но огромное количество водителей и компаний яростно ненавидят Uber и будут с ним бороться. Такой черный пиар, конечно, влияет на компанию — потребители, читающие такую информацию, начинают задумываться, хотят ли они пользоваться услугами компании, которая нарушает законы, системы безопасности».

Расследование возможного шпионажа Uber за конкурентом началось в тот момент, когда из компании ушел глава глобального отдела по правовому соответствию Джозеф Шпиглер — он подал в отставку на прошлой неделе, проработав всего год.

Оксана Анатшева

Вся лента