Рождение граммофона

1 сентября 1887 года Эмиль Берлинер подает патентную заявку на граммофон

Берлинер изобрел тот самый граммофон с пластинками, который потом превратился в патефон, а тот — в проигрыватель, главный девайс меломанов доцифровой эпохи. Но граммофон мало было изобрести, в разгар патентных войн в конце XIX века приоритет на любое коммерчески выгодное изобретение надо было еще суметь отстоять. А в данном случае Берлинеру противостоял сам Томас Эдисон.

Фото: United States Library of Congress

У немецкого эмигранта в Америку Берлинера уже был горький опыт патентного соперничества с Эдисоном. В 1877 году он получил свой первый патент на угольный микрофон для телефона. Патент приобрел у него Белл, но с выплатой денег изобретателю возникли проблемы. На изобретение угольного микрофона претендовал Эдисон, который в конечном итоге выиграл суд у Берлинера и Белла во всех инстанциях.

В том же 1877 году Эдисон получил патент на фонограф, в котором звук записывался на валик, покрытый воском. Через 10 лет заявку на изобретение внешне точно такого же фонографа подает Берлинер. Между их фонографами было только одно маленькое, но принципиальное различие.

У Эдисона игла, соединенная с мембраной, воспринимающей звук, колебалась в перпендикулярном поверхности валика направлении, продавливая в воске спираль разной глубины. У Берлинера иголка колебалась вправо-влево и чертила дорожку одной и той же глубины, но зигзагообразную. Это отличие он самым подробнейшим образом описал в своей заявке на патент, который получил в ноябре того же 1887 года. Эдисон на него не претендовал.

В своем патенте Берлинер поостерегся упоминать о носителе записанного звука в виде диска, а не валика. Им было запатентовано устройство с барабаном, покрытым ламповой сажей, которая в свою очередь была покрыта лаком, чтобы не осыпалась. Игла чертила на саже спиральную дорожку с микроскопическими зигзагами. Только через несколько дет, когда Берлинер нашел инвестора, готового вложиться в его изобретение, барабан его граммофона чудесным образом превратился в цинковый диск, покрытый воском.

Форма звуконосителя имела принципиальное значение. В фонографах Эдисона копировать записи можно было только последовательно записывая на новые валики звук, воспроизводимый валиком с исходной записью. А плоские диски можно было тиражировать с цинковой матрицы методом плоской печати в неограниченном количестве

Эдисоновский фонограф еще лет десять пытался конкурировать граммофону Берлинера, но появление пластмасс, из которых начали делать пластинки, добило его окончательно.

Сергей Петухов

Вся лента