Имение «Cикоры» строит современную гравитационную винодельню
На территории Семигорья, первого официально признанного апелласьона России, появится гравитационная винодельня с дегустационным залом и винным бутиком.
Всего за 5 лет семейный проект Имение «Сикоры» успел не только громко заявить о себе, но и задать тренд всей отечественной винной отрасли. Его сухое красное «Каберне Совиньон. Семейный Резерв 2014» получило «золото» на престижном Кубке союза виноградарей и виноделов России, его «Рислинг» высоко оценивают на слепых дегустациях признанные зарубежные эксперты. Компания – одна из немногих – получила лицензию на производство вин с защищенным наименованием места происхождения.
О том, что стоит за столь перспективным проектом и как он будет развиваться в ближайшее время, мы поговорили с его основателем – Александром Сикорским.
– Александр Павлович, в регионе вы известны, прежде всего, как президент группы компаний «Выбор», ставшей лидером по производству тротуарной плитки в крае, а также флагманом локального рынка жилой недвижимости в Новороссийске. С чем связан внезапный интерес к винодельческой отрасли?
– Всю жизнь я шел к проекту, в котором, прежде всего, смог бы осуществить свою мечту, окунуться в настоящее творчество. Все, что я делал, все о чем мечтал, связано с семьей. В нашем роду всегда было особое отношение к земледелию и сельскому хозяйству, однако только недавно я узнал, что у прадеда были виноградники в Таврической губернии. Говорят, он делал шикарные каберне-совиньон и рислинг! Так что, считайте, это зов крови. Мы с дочерью давно любим фильмы про виноделие и виноградарство, особенно «Хороший год», который во многом стал для нас источником вдохновения. В этой картине хорошо раскрывается основной смысл этого душевного бизнеса – передача своей любви через виноградарство и виноделие следующим поколениям. И вот так случилось, что в 2011 году я приобрел участок в 40 га в Семигорье. Это уникальное место под Новороссийском с особым микроклиматом и глинисто-каменистыми, мергелевыми почвами. На 9 га уже были посажены виноградники – всего два сорта: белый «рислинг» и красный «каберне-совиньон». Они требовали реконструкции, но нам повезло – сами клоны оказались качественными. Спустя год я собрал команду единомышленников. Подключились друзья – Ирина и Александр Третьяковы. Ирина 10 лет посвятила работе в одном из первых проектов в России по производству вин, соответствующих европейским стандартам качества. Вместе мы реконструировали шпалеры на плодоносящих виноградниках, подготавливали почву для закладки новых. Это было тяжело, но невероятно интересно!
– На что делалась ставка в развитии совершенно нового для вас бизнеса? И почему за основу взят именно французский опыт классического виноделия?
– Мы хотели создать самые лучшие условия для производства высококачественных вин по классической технологии. Поэтому нас консультирует винодел из Франции Гаэль Брюллон. Гаэль имеет колоссальный опыт, работала и в Бордо, и в России, уже была знакома с особенностями нашего климата. В 2013 году заложили новый виноградник, саженцы для которого были завезены из французского питомника братьев Мерсье : «шардоне», «пино-нуар», «совиньон-блан» и «рислинг». В 2014 году на специально возведенных террасах с подпорными каменными стенками, аналогов которым в нашей стране сегодня нет, заложили сорт «красностоп золотовский» общей площадью 3,8 га. На данный момент Имение «Сикоры» располагает плодоносящими виноградниками площадью 33 га, а общая площадь под виноградники составляет около 45 га.
Место у нас действительно удивительное. Континентальный климат смягчается влиянием расположенного поблизости моря. Почва хорошо дренируется, что обеспечивает подпитку лозы и исключает застой воды. Все это позволяет винограду хорошо вызревать, а лозе – древеснеть, становиться жестче, чтобы не пострадать во время дождей и заморозков.
Самые высокие требования у нас и к оборудованию – его заказываем у известных зарубежных компаний, например, емкости из нержавеющей стали, французские дубовые бочки и бутылки, экологически чистый воск для запечатывания бутылок. Мы даже разработали и запатентовали коробки, обеспечивающие правильную транспортировку вин. Небольшие масштабы производства (лицензия на 130 тысяч бутылок в год) позволяют уделять внимание каждой детали.
Сейчас работаем над строительством новой винодельни по экскизному проекту архитектора из Франции Матье Брюллона. Она будет гравитационной, то есть применение механических или иных средств перекачки виноградного сусла и вина при производстве исключается
Необходимо следить за качеством продукта на каждом этапе производства, и это истинное удовольствие – понимать, что абсолютно все под контролем. У нас прекрасный винодел – Елена Целоусова, она обращается с вином как с ребенком, предугадывая его потребности на каждом этапе. Самое главное – вырастить хороший урожай, а потом помочь винограду превратиться в вино. В винодельне мы бережно работаем с сырьем, ограничивая технологическое вмешательство на протяжении всего периода винификации. Настоящее искусство с научным подходом!
Для меня это не просто бизнес, а возможность вложить душу и передать свои жизненные принципы не только сквозь поколения своей семьи, но и поделиться нашей философией с потребителями, ведь эти вина становятся частью теплых семейных вечеров и особенных событий, их дарят любимым и уважаемым людям.
– Посыл отличный! В нашей стране набирает обороты гастрономический туризм. Расскажите, насколько, по-вашему, это перспективное направление?
– Уверен, что потребитель подобный вид отдыха еще распробует. У нас в этом направлении тоже есть планы. Не так давно вступили в Ассоциацию аграрного туризма, которая создается по инициативе экспертов в этой области – «Центра винного туризма Абрау-Дюрсо». Очень важно объединяться винодельческим предприятиям разного масштаба, чтобы разнообразить отдых каждого туриста, повысить качество услуг.
Сейчас работаем над строительством новой винодельни по экскизному проекту архитектора из Франции Матье Брюллона. Она будет гравитационной, то есть применение механических или иных средств перекачки виноградного сусла и вина при производстве исключается. Все перемещения виноматериала будут происходить под действием силы тяжести, что, как говорят эксперты, придает вину особую структуру и тонкость. Максимальный объем производства, который мы планируем достичь, – не более 300 тысяч бутылок в год. Для будущих туристов мы предусмотрели необычные дегустационные залы и интересный маршрут – эти задачи стояли с начального этапа проектирования. Будем прививать культуру пития, знакомить с нашим терруаром. Задумываемся над строительством уютного отеля с рестораном и домов для работающих там сотрудников, но все это не раньше, чем через три года. Винодельня – в первую очередь. Так что, надеемся, Имение «Сикоры» будет славиться не только качественным вином, но и станет популярным объектом винного туризма – камерного и премиального.