Правила игры

в регулирование торговли анализирует корреспондент отдела потребительского рынка Анастасия Дуленкова

Иногда мне кажется, что выдвижение инициатив по законодательному регулированию розничной торговли продуктами питания стало как «новым черным» в моде. Кто ничего не предлагает, тот не в тренде. Еще год не прошел после того, как вступили в силу изменения к закону «О торговле». Депутаты уменьшили размеры бонусов, которые ритейлеры могут брать с поставщиков, ускорили оплату поставленного товара. Но законодателям мало. На прошлой неделе президент поручил правительству проработать целесообразность ограничения доли федеральных ритейлеров в регионах до 50%. Но никто ему, видимо, не сказал, что федеральных сетей, присутствующих во всех субъектах страны, просто нет, как нет законодательного определения федеральной или региональной сети. Теперь обсуждение этой инициативы вице-спикером Госдумы Ириной Яровой запланировано на ближайший четверг.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Впрочем, Госдума готова не только ограничивать развитие розничных сетей, но и контролировать их ассортимент. Так, депутаты обсуждают возможность введения квот на обязательное присутствие продукции малых и средних предприятий продовольственного сектора на полках ритейлеров. Письмо об этом они написали бизнес-омбудсмену Борису Титову (копия есть у “Ъ”). В документе поясняется, что эта идея поможет российским товарам преодолеть барьеры при входе в торговые сети. Наверное, сейчас их обеспокоенность можно понять. Как признают участники рынка, поправки, принятые к закону «О торговле», осложнили работу небольших производителей, в частности, ограничив возможность продвижения продукции внутри магазинов, что для мелких игроков было наиболее доступным маркетинговым каналом. Хотя в «Руспродсоюзе» подчеркивают, что малому и среднему бизнесу всегда было сложнее договариваться с сетевым ритейлом из-за слабой переговорной позиции. При этом в ассоциации признают, что не все малые предприятия технологически готовы к работе с торговыми сетями с точки зрения объемов, стабильности поставок, требований к упаковке продукции. Но кого волнуют такие мелочи, когда можно набрать политических очков, заступаясь за маленьких и беззащитных. Причем сами производители не верят в реалистичность введения квот и не понимают, как выполнять и контролировать такие требования. В свою очередь, в Ассоциации компаний розничной торговли иронизируют: предложенные изменения можно вводить только вместе с обязанностью покупателей приобретать товары малых производителей.

Вмешаться в ассортимент ритейлеров законотворцы пытаются уже не в первый раз. В октябре 2014 года, в скором времени после введения продовольственных санкций, депутаты пытались обязать сети выставлять на полку не менее 50% товаров российского производства в каждой категории, но ничего из этого не вышло.

Вся лента