Кров с молоком

Герои бизнеса

Немецкий бизнесмен и российский гражданин Штефан Дюрр 23 года работает в России. Сейчас его компания "Эконива" управляет более чем 20 молочными комплексами и производит большую часть сырого молока в Центральной России.

Олег Мухин

Западногерманский немец Штефан Дюрр приехал в СССР на практику по обмену студентами в 1989 году. Вскоре он начал пробовать себя в производстве экологической продукции и торговле запчастями для немецкой сельхозтехники. В 1994 году господин Дюрр познакомился в России со своей будущей женой и по ее настоянию окончательно сменил место жительства. Теперь его дом располагается в Лискинском районе Воронежской области — на полпути из Москвы в Ростов-на-Дону. Небольшой двухэтажный дом стоит прямо на территории молочного комплекса и почти не отличается от других построек. Владелец компании с выручкой €150 млн в нем и живет, и ведет деловые переговоры. Рядом же катается на лыжах, три раза в неделю бегает по 10-15 км.

"Сначала я покупал у фермеров урожай, на своей крупорушке перерабатывал просо, гречиху и отправлял на экспорт,— рассказывает господин Дюрр.— И пока нас китайцы ценами с этого рынка не вытеснили, все было хорошо. Потом занимались семенами, начали торговать немецкой техникой. Криминал в стране нам не мешал: сельхозников воспринимали как дурачков — мол, продают какие-то старые тракторы развалившимся колхозам. Мы были просто неинтересны".

В Германии бизнес больше как футбол, в России — как хоккей,— сравнивает господин Дюрр.— Здесь, в России, он быстрее, меньше продуман и можно потолкаться

Начинал Штефан в Калуге, Подмосковье и Воронеже — туда его позвали друзья-практиканты, приезжавшие по обмену в Германию. А выбрав Лискинский район для нового проекта в растениеводстве, попал под влияние бессменного волевого местного главы Виктора Шевцова. Когда купили бывший колхоз "Тихий Дон" с 400 коровами, их хотели сразу убрать. Но тогда Виктор Шевцов сказал, что вместе с коровами уйдет и бизнесмен, потому что коровы — это рабочие места на селе. Коров оставили, но быстро выяснилось, что как дополнительный источник дохода они не годятся: большие убытки, если ими не заниматься серьезно. Пришлось осваивать это направление, за что теперь Штефан Дюрр благодарит Виктора Шевцова.

Теперь у его группы "Эконива" в собственности больше десятка новых современных животноводческих комплексов и еще более 15 реконструированных. Сельхозпредприятия компании работают в Воронежской, Курской, Новосибирской, Калужской, Оренбургской и Тюменской областях. Общая площадь полей компании — более 218 тыс. га, в аграрном производстве заняты 4 тыс. сотрудников, ежесуточный надой в 2017 году превысил 800 тонн.

"В Германии бизнес больше как футбол, в России — как хоккей,— сравнивает господин Дюрр.— Здесь, в России, он быстрее, меньше продуман и можно потолкаться. А что касается государственных правил, намерения верные".

Поддержку властей немецкий бизнесмен, по собственному признанию, чувствует постоянно, причем не только в бизнесе. Когда Штефан Дюрр пожелал стать православным, его крестным стал воронежский губернатор Алексей Гордеев. А гражданство бизнесмен получил от Владимира Путина. Российский президент внимательно изучил документы, которые ему передал губернатор, и пожелал познакомиться. На встрече в 2014 году господин Дюрр посоветовал Владимиру Путину ввести контрсанкции, "чтобы на Западе почувствовали, что игра ведется не в одни ворота". Тем не менее сейчас почти каждая иностранная делегация, которая приезжает в Воронежскую область, едет на молочные комплексы "Эконивы". "Для меня это что-то вроде обязанности — объяснить, что в России далеко не все так плохо, как говорят на Западе",— признается бизнесмен.

Вся лента