Паломники решили обратиться

Социологи выяснили, зачем граждане пришли к мощам Николая Чудотворца

Большинство верующих, пришедших поклониться мощам Николая Чудотворца, воспринимают очередь как молитвенное действие, при этом большинство из них направляются к святому «с личной просьбой или с общим желанием изменить свою жизнь к лучшему». К такому выводу пришли специалисты центра социального проектирования «Платформа», опросившие паломников. Респонденты также высказали свое отношение к проблеме взаимодействия церкви, общества и государства, дали оценку сближению Московского патриархата с Ватиканом и охарактеризовали образ патриарха Кирилла. В РПЦ говорят, что к подобным исследованиям следует относиться с осторожностью.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

«Очередь к мощам показалась удачной возможностью изучить наиболее целевую группу — ядро церковной аудитории,— говорит основатель Центра социального проектирования “Платформа” Алексей Фирсов.— РПЦ в последние годы проходит через ряд сложных резонансных ситуаций. Хотелось оценить, как они отразились на восприятии воцерковленной общественности». По его словам, исследователей также интересовал вопрос возможного сближения православия и католицизма, поскольку «доставка мощей в Москву есть следствие договоренности руководителей этих двух церковных институтов».

Центр социального проектирования «Платформа» занимается исследованиями и консалтингом в области коммуникационных, стратегических и бизнес-практик, в том числе социологическими исследованиями, аналитикой и практической реализацией социальных проектов. В ходе исследования, которое проводилось 30 мая, опрошены 100 человек, стоящих в очереди к мощам Николая Чудотворца. В анкете респондентам предложили ответить, почему они пришли к мощам, высказаться о взаимоотношении церкви, общества и государства. Также исследователи поинтересовались, каким паломники видят образ патриарха Кирилла и что думают о сближении с Римско-католической церковью. В опросе приняли участие жители Москвы и Московской области, Рязани, Орла, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, других городов. Возраст большинства участников опроса — 35–50 лет.

Организаторы отмечают, что очередь к святыне — «новый тип организации верующих». Подобный ажиотаж говорит о поддержке православных ценностей в обществе. Авторы исследования делают вывод, что очередь к мощам Николая Чудотворца — своего рода ответ на протесты вроде истории с передачей Исаакиевского собора.

Большинство респондентов, говорят социологи, пришли к мощам Николая Чудотворца «с личной просьбой или с общим желанием изменить свою жизнь к лучшему». Куда реже целью верующих было собственно поклонение святому.

Опрос показал, что участники «плохо различают границы между церковью, обществом и государством» и рассматривают их взаимоотношения с позиции «пользы для церкви». Среди опрошенных нет единства относительно степени воздействия церкви на общество. При этом большинство считает, что влияние православия на социум должно быть ограничено: по мнению прихожан, «человек сам должен приходить в храм». Большая часть относится позитивно к введению основ православной культуры в школьную программу.

На вопрос «Кто вам ближе — атеист или мусульманин?» многие сказали, что «никогда не задумывались над этим». Определившиеся же чаще выбирали ответ «атеист», аргументируя это тем, что «он может прийти к православию». Большинство опрошенных при этом считают необходимым «общение и обмен» между Московским патриархатом и Ватиканом. Отмечается, что никто не высказал негативного мнения по отношению к Римско-католической церкви. Значительная часть паломников, говорят исследователи, называют расхождения двух церквей «малосущественными», поскольку они «неизвестны или непонятны».

Еще одним важным итогом можно считать, что 70% опрошенных высказались против политизации церкви. В качестве аргумента респонденты приводили разную природу церкви и государства как институтов. «В данный момент я против сближения, а так-то конечно за. Ну как это — воруйка и церковь, которая отрицает воровство?» — высказал, в частности, мнение один из респондентов.

Что касается главы РПЦ, исследование зафиксировало положительное отношение к патриарху Кириллу. Опрос показал, что его образ в глазах граждан прежде всего «открытый проблемам современного общества церковный политик» и оратор.

«Вопрос анализа церкви социологами состоит в том, что эта тема довольно сложна и может быть неверно истолкована,— прокомментировал исследование Александр Волков, руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.— Кроме этого специалисты, проводящие исследования извне, не всегда отдают отчет в сложности процесса». Священнослужитель высказал мнение, что результаты исследования не следует считать полностью достоверными. Также он усомнился в репрезентативности выборки соцопроса. «Данное исследование довольно интересное, но, на мой взгляд, не до конца компетентное,— говорит он.— Я не уверен, что оно заслуживает должного внимания. Создается впечатление, что оно сделано наскоро. 100 человек из нескольких регионов — это скудная база для такого проекта».

Напомним, 21 мая из итальянского города Бари в храм Христа Спасителя привезли частицу мощей Николая Чудотворца. «РИА Новости» сообщает, что 8 июня очередь к мощам Николая Чудотворца растянулась на 3,5 км. Примерное время ожидания составляет около девяти часов. На официальном сайте события отмечается, что с 22 мая поклонились святыне 480 тыс. человек.

Дмитрий Симонов

Вся лента