Круговое выступление

Баста собрал "Олимпийский"

Концерт рэп

Василий Вакуленко, известный как Баста, выступил в столичном спорткомплексе "Олимпийский". Борис Барабанов оценил организацию этого аншлагового концерта и спел вместе с 35 тыс. зрителей главные хиты рэпера.

Само по себе выступление рэпера на самой большой крытой арене Москвы — не сенсация. Василий Вакуленко дебютировал здесь два года назад. Выступал здесь и Тимати, а осенью намечается концерт Оксимирона. Сенсацией стало использование всех трибун "Олимпийского".

Обычно, когда говорят, что музыкант "собрал "Олимпийский"", это означает, что аншлаг был только на половине стадиона. В то время как вторая половина чаще всего закрыта разборной стеной, а в зал пускают 17-18 тыс. зрителей. Иногда, как на концертах ДДТ или Земфиры, сцену максимально отодвигают от трибун, тогда можно продать на концерт 25-30 тыс. билетов. Но на то, чтобы сделать круглую сцену и максимально заполнить зал, решались пока только организаторы гастролей зарубежных звезд вроде Metallica и Muse. Согласно информации творческого объединения Gazgolder, которое занимается всеми проектами Басты, в субботу в "Олимпийском" собралось 35 тыс. человек.

Но продать 35 тыс. билетов — это полдела. Нужно еще сделать так, чтобы каждый из зрителей чувствовал себя комфортно, а значит, по крайней мере не испортить ему настроение необходимостью стоять в очередях на вход. Иначе неприятный осадок может остаться даже от самых лучших шоу, как это было после недавнего выступления ДДТ (см. "Ъ" от 7 марта).

В среде промоутеров принято считать, что в "Олимпийском" консервативный и несговорчивый менеджмент и договориться с ним об отступлении от десятилетиями действующих правил практически невозможно. "Газгольдеру" удалось не только собрать в зале максимум зрителей, но и открыть большие грузовые входы, чего на памяти обозревателя "Ъ" не случалось никогда. Кроме того, сориентироваться в "Олимпийском" зрителям помогали 150 волонтеров, которые знали ответы на все вопросы, касающиеся порядка прохода и размещения в зале. Наконец, прямо на танцполе были установлены торговые точки с напитками и закусками. Все это было бы само собой разумеющимся на любой подобной площадке в любом большом европейском городе, но не в Москве. Здесь это настоящий прорыв.

Баста начал выступление с композиций из последнего альбома "Баста 5". Причем сразу с тех, что относятся к категории песен "за жизнь": "Я смотрю на небо", "Партизан", "Там, где нас нет". Время от времени рэпер дает концерты с оркестром, и они адресованы в большей степени взрослой аудитории — той, что подсознательно опознает в нем нового Лепса для тех, кто не слушает Лепса. В "Олимпийском" оркестра не было, но на сцене было достаточно много инструменталистов и бэк-вокалистов, которые обеспечивали ощущение масштаба и крутизны. В аранжировках было много электрогитар, что удивило тех зрителей, которые не слишком следят за творчеством Басты. Интересно было наблюдать за тем, как эти электрогитары звучат в песне Александра Галича "Черт" и в новой аранжировке "Кастинга".

К середине концерта Баста подобрался к песням, в которых он обычно раскрывается как мастер речитатива. Двигаясь в сторону большей распевности и мелодизма, он все же пока еще не достиг того уровня владения голосом, который позволил бы ему построить весь концерт на "вокальном" материале. В спорткомплексе "Олимпийский" очень сложно выстроить чистый звук, так что Баста вытаскивал концерт за счет своей собственной энергии. Это помогло справиться и с особенностями акустики, и с пестротой аранжировок.

Возможно, талант стилизации — вообще главный талант Василия Вакуленко. Во время концерта он продемонстрировал понимание самой разной музыки — в диапазоне от кавказского ресторана ("Мама") до Rage Against The Machine ("Лед"). Такая палитра вряд ли подвластна кому-то еще из наших рэперов. И именно она дает Басте возможность обращаться к самой разной аудитории.

В самом конце концерта Василий Вакуленко сыграл "Выпускной (Медлячок)" — песню, которая в прошлом году мгновенно обеспечила ему место в поп-чартах и на волнах "народных" радиостанций. Публика самозабвенно, чуть ли не со слезами на глазах радовалась этой дворовой по духу композиции с припевом, исполненным нарочито сиротским тембром. На секунду показалось, что это и есть то, что получается у Басты лучше всего. И даже финальная "Сансара", безупречный стадионный хит, в исполнении которого приняли участие Диана Арбенина и дочь Василия Маша, не развеяла этого ощущения до конца.

Вся лента