Губернаторы сэкономили на майских указах

Проблемы региональных бюджетов перенесены на 2018 год

Смягчение требований майских указов по росту зарплат бюджетников позволило регионам закончить 2016 год с лучшим за последние девять лет общим балансом бюджетов. К такому выводу пришло агентство АКРА, изучив данные Казначейства и Росстата. Однако зарплатные цели по указам не отменены, а сдвинуты на выборный 2018 год, и тогда, по оценке экспертов, вслед за увеличением социальных расходов сильно вырастет и сводный дефицит субъектов — с нынешнего близкого к нулю значения до 250-300 млрд руб.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Снижение сводного дефицита региональных бюджетов 2016-2017 годов вызвано смягчением требований центра по исполнению майских указов, указывают эксперты АКРА в исследовании "Сдерживание роста социальных расходов сдвигает проблемы региональных бюджетов на 2018 год". По данным Минфина, по итогам прошлого года общий дефицит территорий составил всего 12,5 млрд руб. Это минимальное значение с докризисного 2007 года, в 2015-м этот показатель составлял 172 млрд руб., в 2014-м — 448 млрд, в 2013-м — 642 млрд руб. Столь малый дефицит объясняется тем, что доходы в прошлом году росли быстрее расходов (+611 млрд и +452 млрд руб. соответственно).

Такое опережение, в свою очередь, объясняется незначительным приростом социальных расходов (всего на 3,4%), направляемых, прежде всего, на исполнение майских указов в части повышения зарплат бюджетникам. Напомним, подписанные Владимиром Путиным 7 мая 2012 года (в день вступления в должность) указы предусматривают доведение к 2018 году зарплат бюджетников до уровня 100% или 200% (в зависимости от категории) от средней зарплаты по региону.

Смягчение требований указов состояло в следующем. Еще в 2015 году был изменен принцип расчета среднемесячной зарплаты по региону — базы, от которой рассчитываются доходы бюджетников. В 2016 году были снижены и сами целевые уровни по их зарплатам. В результате в прошлом году в большинстве регионов зарплаты бюджетников росли медленнее средних по региону. Это позволило властям субъектов сэкономить около 200 млрд руб. (без учета расходов на НДФЛ, который возвращается в бюджет региона).

Из данных Росстата следует, что зарплаты врачей в 2016 году росли опережающими темпами лишь в 22 регионах, в 57 субъектах они увеличились меньше, чем средние по региону, в шести — и вовсе сократились. Ситуация по школьным учителям: опережающий рост — четыре региона, медленный — 67, сокращение зарплаты — 14 субъектов. Социальные работники — соответственно 32,49 и четыре региона, работники учреждений культуры — 21,60 и также четыре субъекта РФ.

Политика смягчения майских указов продолжится и в этом году: регионы смогут сэкономить около 240 млрд руб. благодаря более мягкой индексации зарплат бюджетников (она будет частично профинансирована центром, который выделит на эти цели дотации в размере 40 млрд руб.). Благодаря этому сводный дефицит региональных бюджетов в 2017 году составит примерно 56 млрд руб., ожидают в АКРА. Однако далее, в 2018 и 2019 годах, социальная нагрузка на территории существенно вырастет — цели по майским указам никто не отменял. Дефицит в эти годы может вырасти до 250-300 млрд руб. Кроме того, регионам предстоит погашать ранее полученные бюджетные кредиты, что должно вытолкнуть их на рынок облигаций.

Вадим Вислогузов

Вся лента