Росреестр уходит от коррупции в онлайн

В ведомстве хотят меньше лично общаться с заявителями

Глава Росреестра Виктория Абрамченко на коллегии ведомства отчиталась об итогах 2016 года и о полугоде своей работы в качестве руководителя службы. Одной из главных тем коллегии стало наращивание электронных услуг. В ведомстве хотят держать дистанцию между заявителем и чиновником, чтобы снизить коррупцию: за год число офисов Росреестра по стране уже снизилось в 38 раз, с 1 тыс. до 26. В течение 2017 года служба намерена перейти к оказанию услуг в основном удаленно или на базе многофункциональных центров (МФЦ).

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

В пятницу глава Росреестра Виктория Абрамченко подвела итоги 2016 года. Руководителем службы она стала лишь в октябре, сменив Игоря Васильева, пересевшего в кресло главы Кировской области. В начале 2017 года ведомство столкнулось с техническими сбоями и не предоставляло часть услуг по регистрации прав (см. "Ъ" от 18 января). Ранее, в 2015 году спикер Совета федерации Валентина Матвиенко требовала от Минэкономики лучше контролировать деятельность службы, утверждая, что за регистрацию квартир в территориальных управлениях вымогают деньги. В феврале 2016 года вице-премьер Игорь Шувалов задавался вопросом, почему чиновники так стремятся устроиться в Росреестр. По данным источника "Ъ" в правоохранительных органах, усиление антикоррупционной работы было одним из ключевых пожеланий к Виктории Абрамченко при ее назначении (см. "Ъ" от 11 октября).

Судя по ее выступлению, госпожа Абрамченко уверена, что существенно снизить коррупционные риски позволит переход на "технологии, исключающие взаимодействие чиновника и заявителя" — прежде всего, электронные услуги. В Росреестре намерены оказывать их в основном удаленно или на базе МФЦ. На 1 января 2016 года у Росреестра было 1 тыс. офисов и 2 тыс. кадастровых палат по стране, спустя год — всего 26 и 1,5 тыс. соответственно. "К концу года мы хотим закрыть прием документов в кадастровых палатах — за исключением территорий, где нет МФЦ",— сообщила глава Росреестра (по данным мфц.ру, эти исключения — Марий-Эл, Иркутская область, Крым и Севастополь, еще в 20 регионах РФ открыто всего по одному МФЦ). По результатам реформы за 2016 год число электронных заявлений граждан и бизнеса на регистрацию прав на недвижимость выросло до 87 тыс. в декабре с 7 тыс. в январе. Основная часть услуг Росреестра (62% в 2016 году против 38% в 2015-м) уже предоставляется через МФЦ — их в РФ почти 9 тыс. Ведомствам Росреестр отвечает в 94% случаев в электронном виде, получая от них в таком виде 74% запросов.

Впрочем, как выяснилось в ходе коллегии, проблем с электронными системами и базами данных еще достаточно. Среди них — перевод в цифровой вид правоустанавливающих документов: в конце 2016 года в Росреестре их хранилось больше 160 млн, из них 80% — бумажных. Как отметил приехавший на коллегию министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов, Росреестр публикует в машиночитаемом формате только 15-20% картографических данных, а по данным самой службы, в базы данных внесена лишь половина границ земельных участков в РФ.

Проблему границ могли бы отчасти решить комплексные кадастровые работы. Как рассказала "Ъ" Виктория Абрамченко, в ФЦП "Развитие единой госсистемы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" в 2017 году на них заложено 50 млн руб., в 2018 году — 100 млн руб., — при том, что 20 регионов подали заявки на субсидии общим объемом 1 млрд руб. "Будем просить допфинансирование",— обещает госпожа Абрамченко. В первую очередь средства нужны, чтобы уточнить границы внутри экономически активных территорий и регионов, в которых действует программа "Дальневосточный гектар".

Софья Окунь

Вся лента