И целого мира мало

Пять доказательств того, что свадьба должна быть вне шаблонов

Собрала Натела Поцхверия

Италия

Ясмина Муратович, модель, сооснователь кофейни Coffee Buro, и Никита В., бизнесмен

Мы готовились к свадьбе всего три месяца. Благодаря нашему агентству (Easy Wedding) все случилось так, как я всегда себе представляла. Камерно, красиво, в моем любимом месте — на озере Комо, на старинной вилле Pizzo, построенной в XVI веке. Вокруг цветущие сады, горные вершины и зеркальное озеро. Весь праздник был под открытым небом, включая ужин и танцы. К алтарю меня вел папа, под арию "Sulla Quarta Corda" Иоганна Себастьяна Баха. На ужине играла итальянская кавер-группа Bluenotte, жаль, что по итальянским законам громко веселиться можно только до половины первого ночи. Хотя гостей это не остановило — когда группа закончила играть, все стали включать музыку на телефонах.

Таиланд

Мария и Ассава (Итт) Пунтассу, основатели и владельцы Bangkok Gym

Мои друзья шутили, что у меня бессчетное количество свадеб. Начали в родном для меня Кирове, продолжили в родном для мужа Таиланде. Сразу скажу: все, что происходило в Тае, с первой до последней минуты было для меня сюрпризом. Единственное, что я сделала, это типографию для приглашений, на этом мое участие закончилось.

По сравнению с камерной семейной свадьбой в Кирове тайцы подошли к вопросу с размахом! Не знаю, сколько было человек, но заявлено около 150, все тайцы, кроме моего брата с девушкой и моей подруги. Даже Итт знал далеко не всех. И это довольно скромно для классической тайской свадьбы, насколько я поняла. Примерно за неделю мы поехали в свадебную студию, на так называемую prewedding, чтобы попробовать свадебные прически, макияж и выбрать три наряда для предсвадебной фотосъемки и два для свадьбы.

Буддийскую церемонию с монахами назначили на 07:30. Бедняге стилисту пришлось приехать к четырем! Мы зашли в зал, на сцене уже сидели девять монахов и пели на девять голосов.

Что делать, говорит распорядитель церемонии, потому что даже семья Итта не очень в курсе. Между этапами церемонии наступает время нашей главной обязанности — фото с гостями. Нужно не отходить от специального фона и улыбаться big smile. Сфотографироваться нужно с каждым, для тайцев это очень важно, с нашей стороны это проявление вежливости. В общем, мне не удается никуда улизнуть, Итт периодически строго смотрит на меня из-под брови, лишь только заметит, что я навострила лыжи попить водички. Гости все прибывают, и к нам выстраивается бесконечная очередь. Тем временем монахи уходят, мы их провожаем, а один из них, проходя мимо, улыбается мне широко-широко, совершенно счастливой улыбкой с одним зубом, и глаза его светятся добротой. И мне очень весело и хорошо.

Честно говоря, описываю я все намного быстрее, чем это происходило на самом деле. Каждое действие фиксируют фотографы, но не обычной репортажной съемкой, а практически постановочной — мы замираем в каждой позе на несколько секунд. Кольцо надевалось таким же образом. Не знаю, насколько интересно это было наблюдать сидящим в зале. После обмена кольцами мы встаем на колени перед родителями. Трижды касаемся лбом ступней каждого из них. Сейчас, когда пересматриваю фотографии, вижу, что на фото все смеются. Для моих тайцев все эти ритуалы так же непонятны, как и для меня. Мне сказали потом, что я очень хорошо, как настоящая тайка, валялась в ногах.

Следующий этап — один из самых важных: мы усаживаемся на специальные табуреточки, на наши головы родители надевают связанные между собой венки-повязки, символизирующие единение. Во время последующей церемонии нужно внимательно следить, чтобы они не упали (очень плохой знак).

После всех ритуалов и фотосессии с гостями мы идем переодеваться из традиционных тайских нарядов в современные, чтобы быть готовыми к следующей части — собственно, к приему.

Что интересно, у нас не было своего стола, по тайской традиции молодожены должны курсировать от столика к столику, одаривая своим вниманием всех гостей. В общем, поесть не очень получилось. Мы так устали, что я была очень благодарна прозорливому Итту, который решил не делать еще и вечеринку в клубе для молодежи, я бы просто ее не пережила. Завершили день мы в бассейне на крыше нашего отеля, в кругу самых близких друзей.

Франция, Марсель

Мария (Гулина) Рабани, специалист по коммуникации и связям с общественностью, и Стефан Рабани, ландшафтный дизайнер в Les Jardins de Mathilde, садовник и арборист

"Вы только не волнуйтесь" — эту фразу при подготовке к свадьбе я слышала чаще, чем собственное имя. Но обо всем по порядку. Поженились мы в апреле в мэрии, а праздник для родных и друзей совместили с венчанием 1 августа 2015 года. Честно говоря, ничего особенного не планировали: само все как-то выстроилось так, что теперь очень приятно вспоминать (и не только нам, но и гостям тоже).

Венчались мы в крипте аббатства Сан-Виктор в Марселе, которое было основано в IV веке нашей эры близ могил первых христианских мучеников. Стефан, коренной марселец, даже не знал, что там можно венчаться, и когда наш православный французский отец Готье предложил, буквально между делом, у моего мужа случилось помутнение рассудка от радости. Темой свадьбы мы выбрали оливы, символ вечной жизни.

Началось с того, что мой парикмахер забыла подтвердить вызов визажиста, но попросила меня не волноваться и, быстро сбегав за косметикой домой, красила меня сама. В районе 11:00 мне позвонил наш батюшка и вкрадчиво поинтересовался, где мы. Я удивилась и ответила, что сижу на укладке, а Степа подъедет к двум часам. Батюшка проявил беспокойство и сказал: "Но у нас же венчание в одиннадцать!" Я ему напомнила, что мы три месяца назад договорились на 15:00. Он попытался мотивировать это тем, что в расписании аббатства указано 11:00, пришлось освежить его память нашей электронной перепиской. "Вы только не волнуйтесь, я вам перезвоню". И 20 минут я не знала, состоится ли сегодня мое венчание. Отец Готье перезвонил, вновь просветленный: "Мария, все в порядке. Я договорился на 17:00", и в полдень я спешно начала предупреждать гостей, что у них есть еще два часа свободного времени. Но батюшка изначально ради нас перенес свой летний отпуск на неделю, поэтому, видимо, мыслями уже был в нем.

Смешно получилось и с кольцами. Мы их за неделю до церемонии отдали батюшке, он сказал, что положит их на алтарь и будет читать молитвы. В европейской традиции принято надевать обручальное кольцо на безымянный палец левой руки: там проходит "вена сердца" — исходя из этого, мы их и выбирали, точнее, для Степы это оказался принципиальный момент, поскольку он как пейзажист активно работает руками, и правая гораздо более развита, чем левая. Когда пришел момент окончательного надевания кольца ему на безымянный палец правой руки, по православной традиции (после троекратного обмена кольцами), кольцо не лезло. Ни в какую. Свидетелем с его стороны был его изобретательный младший брат, который, помучавшись немного, не смутившись, взял Степин палец в рот и пропихнул-таки кольцо на место. Степа мужественно выдержал всю церемонию и даже некоторое время после, потом прошептал мне, что уже перестал чувствовать палец и он, по его мнению, начал уже синеть. В общем, мы оба переместили кольца на левую руку, как и задумывалось.

В качестве дресс-кода мы заявили хиппи-шик, но соблюли его только несколько человек. В итоге было около 80 гостей, и логистику мы не организовывали. Сделали исключение только для моих родителей и для Степиного брата с женой — мы поселили их в гостинице при ресторане, где потом отмечали. Когда я заикнулась про машины или автобус, чтобы всех забирать и развозить, мой муж вообще не понял, о чем я говорю, и не увидел ничего страшного в том, чтобы все добирались сами. Впрочем, мое беспокойство по поводу машин начало оправдываться уже после праздника, в первом часу ночи, когда гостей, приехавших без машины, надо было отправлять обратно. Я просто поразилась нравам таксистов во французской глубинке. Владелица ресторана обзвонила все — две — конторы, которые обслуживают наши деревни, и обе сказали: "А, это в Марсель ехать? Не, далеко!" (далеко — это 20 минут по пустой дороге). В результате ("вы только не волнуйтесь") кого-то из гостей отвез муж хозяйки ресторана, и еще для одной компании вымолили такси из Марселя — им пришлось заплатить за поездку в обе стороны.

Диджея нам рекомендовал ресторан. Специально для него мы несколько дней делали два плей-листа — для аперитива и для застолья. Так вот, диджей позвонил мне за три дня до праздника из больницы в Монпелье. С сердечным приступом. "Вы только не волнуйтесь! — повторил он рефрен этих дней.— Я все объясню моему сыну, и он исполнит в лучшем виде". Музыки на аперитиве не было слышно вообще, хотя все колонки были выставлены в окна. Во время застолья сыну диджея удались только два момента: песня нашего первого танца ("Malaise en Malaisie" Сержа Генсбура в исполнении Паради) и вынос торта. Вот, кстати, тортов нам сделали три вместо одного!

Диджей крутил свои песни, гости довольно быстро вышли на танцпол, и, в общем, даже если было не то, всем понравилось.

Занятная подробность, кстати, относительно места праздника. Я хотела в Кассисе, в ресторане, рядом с которым мы провели свой первый день. Приехали туда в феврале, было закрыто, потом весной, когда они уже начали работать. На вопрос, можно ли забронировать ресторан на 1 августа, получили встречный: "Какого года?" И это оказалось не шуткой. Но в итоге очень рада, что мы праздновали там, где праздновали. Маленький семейный ресторан Moulin de la Sambuc в соседней деревне с потрясающей гастрономической кухней и необъятным выбором вин.

Декор мы выбирали недолго — регион славится оливами. Венчальные свечи были зеленые (так совпало, что это особый воск свечей из аббатства, где мы венчались), и скрепляла их зеленая тканая ветка (осталось от украшения столов). Рушник под ноги тоже был с легкой вышивкой из цветочков и намеком на зеленые нитки — мама из Москвы привезла. Каждый из столов носил название видов оливы, мы их украсили зелеными ткаными ветками и небольшими композициями из белых цветов и обильной зелени — отсыл к моему букету. Таблички с названиями и именами были на двух языках: русский с одной стороны, французский — с другой.

Наш со Степой стол располагался рядом с камином, и мы накануне с ним увивали его оливковыми ветвями. То есть в целом гамма бело-зеленая. Единственное исключение — немного бронзового золота на скатерти, чтобы оттенить тяжеловатый декор ресторана,— там были довольно массивные стулья коричневого цвета с мягкими спинками. В подарок гости должны были выбрать из корзиночек колбочки с драже (бело-зелеными, разумеется), по семь штук в колбочке, исходя из названия на них: счастье и любовь.

Я никогда не интересовалась ни свадебными платьями, ни подобными празднованиями в целом. Но с тех пор как это со мной случилось, я теперь каждый раз, видя новые идеи на тему, хочу праздновать наш союз снова и снова.

Греция, Крит

Карина Аскерова, руководитель отдела рекламы, и Денис Гребенюк, телеведущий, продюсер

Предложение руки и сердца было сделано (ну как сделано: быстро произнесено) в перерывах между телефонными звонками. Звонила моя настойчивая подруга, которая недоумевала, почему это я не беру трубку в разгар рабочего дня, названивала и названивала, не давая нам двоим сосредоточиться на происходящем и насладиться одним из самых важных моментов в нашей жизни.

На момент нашей помолвки мы были вместе уже пять лет — проверку временем прошли, так что разногласий по концепции свадьбы у нас практически не было. "Практически" — ключевое слово.

Мы пошли от обратного. Мы не знали, чего мы точно хотим, но знали, чего точно не хотим: официоза, неизвестных нам гостей, серости за окном и, конечно, голубей!

Поэтому решили: свадьбу будем делать не в России. Выбирали между Италией, Испанией и Грецией. В итоге по многим причинам остановились на последнем варианте. Греция, а именно остров Крит, сочетали в себе необходимый колорит, удобную логистику и хороший бюджет.

Свадьба свадьбой,— а работу никто не отменял: времени заниматься организационными моментами у нас не было. По жизни я люблю все контролировать, и мне нужен был человек, понимающий меня с полуслова. По счастливой случайности я познакомилась с Юлей Дубовой — сегодня она владелица одного из крупных свадебных агентств We Do Agency. А тогда, пять лет назад, она только ушла из Conde Nast и начала развивать свой бизнес. Мы были в числе первых ее клиентов. Уже после первой встречи Юля сразу поняла, что мы хотим и, главное,— чего не хотим. Поэтому сотрудничество начали незамедлительно.

Пользуясь случаем, я еще раз хочу сказать ей огромное спасибо за наш праздник. В течение долгого времени после свадьбы мы слышали от наших друзей дифирамбы по поводу филигранной организации.

Я думаю, ключ к успеху был в нескольких вещах.

Во-первых, мы пригласили только самых близких друзей и родственников: всего 50 человек. Многие были знакомы между собой. Мы организовали свадебный уикенд — все были приглашены на три дня, а кто-то остался в Греции еще на какое-то время, совместив нашу свадьбу со своим отпуском. Поэтому настроение у всех было не только праздничное, но еще и отпускное. Готовили программу мы и наши близкие друзья, поэтому никаких формальных конкурсов и стандартных поздравлений: только личные, трогательные и понятные всем присутствующим креативные номера от друзей.

Свадьба получилась красивой, веселой, и в тоже время всем было уютно, комфортно и очень душевно.

Церемония и ужин проходили на старинной вилле Метохи Кинделис постройки венецианского периода где-то до 1650 года. Вилла расположена недалеко от городка с романтическим названием Ханья, вдали от туристической суеты. Не по виду, но по сути ее именуют фермой, так как и по сей день на ее земле выращивают органические фрукты, которые реализуются по всей территории острова Крит.

Самое важное в процессе подготовки к свадьбе — это выбор места проведения церемонии. Нам повезло, мы определились очень быстро. Вилла покорила нас красотой, аутентичностью, историей и гостеприимством владельцев, которые и живут на ней, и управляют хозяйством. Декорировать ничего не пришлось: вилла сама — неповторимая декорация. Украсили только столы: пару веток оливы, роскошные пионы, бутылочки с оливковым маслом с именами гостей для рассадки и свечи, свечи, свечи... Колорит острова и виллы, море и солнце диктовали нам стилистику свадьбы: все должно было быть легко, вкусно и по-гречески душевно.

У меня было расшитое вручную полупрозрачное платье, купленное в Париже в бутике Jean Paul Gaultier, за очень адекватные деньги в сравнении с тем, что предлагали московские свадебные салоны. Кстати, платье мне выбрала моя близкая подруга, которая живет в Париже. Я отчаялась найти платье своей мечты в Москве и попросила ее пройтись по местным магазинам. Через пару дней мне был прислан вариант, в который я тут же влюбилась! Прилетела в Париж на одну примерку, подшив они делают совершенно бесплатно, и через пару месяцев платье было уже у меня. У меня был очень красивый букет — конечно, белые пионы с веткой оливы. За этот букет борьба была нешуточная! Поймали его практически двое, но в процессе схватки одна из подруг оказалась ловчее. Довольная результатом, она сказала, что за свое счастье надо бороться. С этим сложно поспорить. Все посмеялись, но как результат обе успешно вышли замуж в один и тот же год! Правда, та, что осталась с букетом,— на полгода раньше.

Торт у нас был сырный. Но не чизкейк. Это были разные греческие сыры, выложенные этажами в виде свадебного торта, украшенного фруктами, орехами и медом. Послевкусие свадьбы мы смаковали еще долго. Каждый раз, когда снова и снова встречались с друзьями, вспоминали курьезные и веселые моменты, каждый рассказывал свою историю пребывания и добавлял новые детали к событиям того уикенда. У одной из моих близких подруг сейчас двое детей, прекрасный дом и любящий муж — каждый раз, приходя к ним в гости, я вспоминаю нашу свадьбу: ведь именно там, под жарким греческим солнцем, в разгар веселья, они и встретили друг друга!

Парам, сомневающимся, делать свадьбу или нет, я буду советовать — обязательно делать! В нашей жизни не так много собственных праздников, где можно отлично повеселиться самим и собрать всех своих любимых и близких людей. Зачем же лишать себя такой возможности?

Италия, Портофино

Олеся Бессонова, руководитель команды диджитал-коммуникаций "Альфа-Лаборатория", и Андрей Стыскин, руководитель управления качества поисковых продуктов "Яндекса"

Для нас был один принципиально важный момент — мы не хотели быть актерами на своей свадьбе. Мы понимали, что момент, когда мы станем мужем и женой,— он один и именно вокруг него должно все строиться, поэтому любые предложения агентств, мол, давайте, зарегистрируйтесь в Москве, а в Италии потом сыграем роспись, мы отвергали. Мы хотели испытать все чувства и эмоции по-настоящему.

Тему выбрали довольно легко. Belle epoque — красивое время, когда произошел взрыв технического прогресса и новой эстетики. Я в своей работе в ответе за красоту, Андрюша — за технологии, все логично.

Самым сложным во всей подготовке стала работа с агентством. Мы сменили два агентства, встречались с четырьмя. Вообще, очень важно, чтобы со всеми, кто работает на твоей свадьбе, сложилось понимание. Фотограф, визажист, парикмахер, флорист, распорядитель — все искренне должны любить вашу пару, иначе не получится ничего, и фотографии будут ужасные, и цветы не те, и макияж. Важно здесь найти ту команду, которая сможет прожить этот опыт с вами, а не просто отработать по сценарию.

Мы недолго искали место для свадьбы. Оно само нас нашло. Нам хотелось весело и вкусно — а значит, или Италия, или Грузия. Начали с Италии, поехали на побережье, в Портофино, в городок Санта-Маргарита. Это Итальянская Ривьера, которая расцвела в начале ХХ века, и вот она, вся belle epoque была перед нами. Полетели за полгода до выбранной даты, чтобы посмотреть отели. Пришли туда, куда нас отправил агент. Не буду вдаваться в детали, но там не оказалось удачного места для праздника. Самое же главное — отель не имел права проводить регистрацию брака, а значит, нам все равно пришлось бы расписаться в другом месте. Но менеджер между делом сказала, что жениться в Санта-Маргарите можно в муниципалитете и если мы хотим, то можем сами все узнать.

Оказалось, что свадебные церемонии проводятся в старинной Villa Durazzo Santa Margarita. Вилла находится в самой высокой точке городка, над Средиземным морем. Вокруг старинные сады, к вилле примыкает терраса с удивительной красоты колодцем. В итоге мы легко забронировали дату, узнали, как подать документы в мэрию. Чуть позже нашли юридического представителя: чудесная девушка Лиля из компании "Ориентир в Италии" помогла подготовить и подать все документы, а также была переводчиком на нашей регистрации.

Но надо было решать вопрос с праздничным ужином и отелем. Еще при въезде в Санта-Маргариту мы увидели отель Imperiale. Зашли наудачу, и оба влюбились. Imperiale оказался представителем той самой belle epoque: великолепный дворец был построен в 1889 году, а в 1910-м здесь открылся шикарный отель. Управляющая Анна, которую мы с момента знакомства очень нежно любим, тут же расписала нам все возможные чудеса, которые готовы для нас сотворить, включая номер для молодоженов с многометровой террасой из белого мрамора и 19 видов меню — в том числе для аллергиков, вегетарианцев и прочих сложносочиненных гостей.

В итоге ужин прошел так, будто им управлял гениальнейший дирижер. Никто нас не спрашивал, когда выносить первое блюдо, во сколько второе. В отеле все без нас знают. И конечно, нас впечатлила репетиция ужина, на которой нам дали попробовать все блюда, все вина и даже испекли два полноценных торта — чтобы мы смогли сделать выбор. Все это не входило в стоимость торжественного ужина, это был комплимент от отеля.

Сначала мы разослали гостям RSVP в электронном виде, чтобы подтвердить их окончательный список и начать бронирование отелей, а наши друзья успели подготовить визы и документы. Затем нашим родным и друзьям приходили открытки с инфографикой по свадебной логистике и карточка знакомства гостей, в которой можно было посмотреть и заранее познакомиться со всеми, кто будет на свадьбе. За месяц до свадьбы мы разослали официальные пригласительные. Они были в виде темно-зеленой бархатной книги в стиле ар-нуво, с тиснением и золотой кисточкой, внутри книги была вкладка-витраж с нашей свадебной монограммой. Мы заранее подготовили карточку по дресс-коду, где предложили варианты образов для гостей в стиле свадьбы, а также ряд сервисов по аренде платьев и смокингов. Никто из 26 гостей не нарушил дресс-код.

Хочу предостеречь невест. Свадьба — это такой волнительный период для пары, как выпускные экзамены или рождение ребенка. И то, что вы волнуетесь, переживаете,— это нормально. Главное помнить, что это событие, у которого не будет дублей. Поэтому воплощайте свои желания как жених и невеста, а не желания близких или желания агентств. Не стоит идти на компромиссы в вещах, важных для вас. Например, мы согласились на фотографа, которого предложило агентство, и отказались от проверенного человека, с которым работали и дружили много лет. В итоге с именитым фотографом на свадьбе произошло несколько очень неприятных ситуаций, а после мы долго не могли получить свои свадебные фото.

Однако на вопрос, стоит ли обращаться в агентство, я отвечаю однозначно: да. Например, именно агентство подобрало для нас талантливейшего видеооператора Олега Шела и свадебного декоратора Дину Якушину.

Я боялась большого количества цветов на свадьбе, потому что у меня сразу возникала ассоциация с кладбищем. Дина декорировала свадьбу Лены Кулецкой — использовала гортензии, которые только входили в моду. И мне очень понравилась эта свадьба, я понимала, что излишеств не будет. К тому же Дина очень трепетно относилась к нашему бюджету.

Нужно быть готовыми к тому, что смета, как бы точно вы ни просили ее рассчитать, вырастет минимум на 30%. Бархат для приглашений подорожает ровно в шесть утра в день оплаты счета, а прямо перед торжеством выяснится, что стоимость трансфера возросла в несколько раз. Так вот, Дина не вышла за рамки бюджета (довольно скромного, надо сказать) и сотворила невозможное: превратила старинный колодец в свадебную арку, изготовила для нас собственную именную посуду с вензелями и орнаментами, повторяющими витражи на церемонии. Золотые блюда, которые оттеняли нашу посуду, Дина красила вручную золотой краской тем же утром буквально в гараже. Когда мы вошли в зал и увидели тарелки, у нас дух перехватило.

Программа вечера была довольно спокойная, кульминация — наш танец. Поскольку у нас обоих "тамадафобия", решили обойтись без него. Ведущий, конечно, был, но весьма ненавязчивый (сам руководитель свадебного агентства). Без конкурсов, клоунов и выкупов, конечно. А потом дискотека до половины первого ночи (позднее нельзя — европейские законы).

Для нас это была настоящая сказка, которую мы сами для себя претворили в жизнь. Разрезая торт, мы с Андреем смеялись, что свадьба — это так круто, так весело и красиво, что нам через пару лет надо бы повторить.

Вся лента