ФАС и регионы поспорили о проектах

Глава Башкирии выступил против политики службы

Губернатор республики Башкортостан Рустем Хамитов обратился в Федеральную антимонопольную службу с просьбой поддержать реализацию инфраструктурных проектов в регионе. Речь идет в том числе о конкурсе на строительство трассы Стерлитамак—Магнитогорск: ФАС отменила его, посчитав госзакупкой, что уже вызвало протесты Минтранса и Минэкономики. Впрочем, это не единственный предмет спора службы с региональными властями — также ФАС заблокировала сделку с «Башкирской содовой компанией», которая может закончиться сомнительной приватизацией актива.

Губернатор республики Башкортостан Рустем Хамитов

Фото: Максим Андреев, Коммерсантъ

В письме главы Башкирии на имя главы ФАС Игоря Артемьева (копия есть у “Ъ”) говорится о нескольких проектах, реализацию которых затрудняет позиция местного УФАС. Это строительство трассы Стерлитамак—Магнитогорск и корпуса местного онкологического диспансера. Речь в письме также идет о повышении уставного капитала государственного инвестфонда — АО «Региональный фонд» за счет акций «Башкирской содовой компании». Господин Хамитов полагает, что последняя сделка должна привлечь инвестиции в республику, но ФАС блокирует ее «по формальным основаниям».

Напомним, правительство Башкирии готовилось приватизировать госпакет из 38% акций «Башкирской содовой компании» в декабре — внеся его в качестве вклада в уставный капитал «Регионального фонда». Этот местный институт развития управляет акциями и долями Башкирии примерно в 20 предприятиях и направляет доходы на выдачу льготных займов операторам проектов, которые признаны властями приоритетными для региона. Ранее “Ъ” предполагал, что госпакет БСК может быть передан в уставный капитал фонда, поскольку именно так, как показала практика, удобно приватизировать госактивы без торгов, минуя закон о приватизации. Отметим, что сходным образом АФК «Система» покупала акции «Башнефти» (у фондов, близких к тогдашнему руководителю республики Муртазе Рахимову и его сыну) — позже арбитражный суд Москвы признал, что такой способ проводить приватизацию нарушает законодательство.

Первый из проектов уже успел подтолкнуть ФАС к идее изменить законодательство о концессиях (см. “Ъ” от 9 марта) — ограничив порог участия государства в них. Напомним, местное управление ФАС аннулировало итоги конкурса на дорожное строительство, посчитав, что расходы на работы должны были полностью покрываться из регионального бюджета, а значит, сделка считается госзакупкой. Как писал “Ъ-Уфа”, по контракту предполагалось, что за 15 лет республика перечислит инвестору свою часть затрат, а сама компания заработает на эксплуатации объекта около 9,7 млрд руб.

Решение ФАС вызвало недовольство чиновников, занимающихся инфраструктурой. Первый заместитель главы Минтранса Евгений Дитрих и заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский раскритиковали решение, посчитав, что практика ФАС может отпугнуть инвесторов.

“Ъ” следит за развитием событий.

Софья Окунь


ФАС уполномочена сократить

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает внести изменения в концессионное законодательство. Антимонопольщики намерены пресекать практику стопроцентного возврата инвестиций за счет бюджета, а также ввести минимальный порог участия частного капитала в концессионных проектах. Читайте подробнее

Вся лента