Автомобиль: цена и стоимость владения

Какой набор цифр больше прочих важен для гражданина, покупающего автомобиль? Мощность двигателя? Диагональ дисплея навигации? Ширина в миллиметрах? Конечно, нет. Суровые годы кризиса успели приучить: главное в машине — цена. Вот только мало кто помнит и понимает, что истинная цена, которую вы заплатите за автомобиль, часто имеет мало общего с указанной на ценнике. Какие сюрпризы может преподнести грамотный подсчет — в материале "Денег".

Фото: BMW Group Россия

Текст Олег Петров. Фото BMW GROUP РОССИЯ, пресс-служба Volkswagen, пресс-служба Toyota

Выбор сделан, деньги скоплены, кредит одобрен — потенциальный покупатель, находясь в эйфории от приятных хлопот, связанных с приобретением автомобиля, часто забывает, что существует такое понятие, как стоимость владения. Или просто не хочет об этом думать.

К цене необходимо прибавлять все расходы, связанные с эксплуатацией, от страховок до моек, от топлива до замены шин, от техобслуживания и внеплановых ремонтов до налогов и штрафов. Нужно учитывать и интересы банка, если машина приобретается в кредит. Это знают все, но мало кто берет калькулятор в руки до покупки.

Общее правило простое: три года владения обойдутся почти в стоимость автомобиля, и такая пропорция актуальна для всех — от компактов до представителей премиального сегмента. Это не значит, что две разные модели одного класса в итоге съедят денег поровну или даже пропорционально их разнице в цене. Не факт и что более дешевый вариант окажется более выгодным. Десятипроцентную дельту — а иногда и более солидную — легко могут перекрыть платы за обслуживание, кредитование и страхование. Возьмем для примера двух прямых конкурентов и их соперника из премиум-сегмента: Volkswagen Passat (2 050 000 руб.), Toyota Camry (1 782 000 руб.) и BMW 3-й серии (2 150 000 руб.).

Гадание на процентах

Фото: Пресс-служба Toyota

Сумма, которую получает автосалон, является самой крупной единовременной тратой. Но на конечную стоимость автомобиля немалое влияние оказывает способ приобретения — из собственных средств или с привлечением заемных. Процентная ставка по кредиту зависит от многих факторов и может отличаться даже на разные версии одной и той же машины. Например, на автомобили стоимостью до 1,15 млн руб. действует программа субсидирования Минпромторга (в новом проекте лимит планируют увеличить до 1,45 млн руб.), дающая скидку на кредит в размере 6,7%.

Стандартные ставки мало отличаются у разных кредитных организаций, сейчас это около 18%. Однако собственные банки производителей иногда проводят ограниченные по времени акции, предлагая интересный процент. Например, при выборе программы "Форсаж" BMW Financial Services покупатель может приобрести BMW 3-й серии под 10,9% годовых. При первоначальном взносе 30% клиент будет выплачивать в месяц по 50 500 руб. В итоге стоимость автомобиля получится 2 459 000 руб. У Volkswagen тоже свой банк, но без спецпредложений он кредитует по более высокой ставке — 17%. Стоимость Passat к концу выплат вырастет до 2 458 000 руб. Тойотовский банк по обычной программе предлагает меньший процент: 15,9% в год прибавят 329 000 руб. к цене Camry.

Расплата за риск

Страхование каско — дело добровольное, но только если речь не идет об автокредите. Многие компании предлагают оформить усеченный вариант полиса, предусматривающий только возмещение рисков полной гибели и хищения, чего, как правило, достаточно для получения заемных средств. Стоит он дешевле обычного, но в случае ДТП ремонтироваться придется с жестким лимитом возмещения ущерба по ремонту, по ОСАГО виновника или вовсе за свой счет. Выберем стандартный вариант.

Тарифы каско формируются на основе многих факторов — региона использования, популярности у угонщиков, статистики аварийности, стоимости ремонта и других. Цена полиса может сильно разниться на автомобили одного сегмента и сравнимой цены. Например, страховка на Volkswagen Passat "безаварийному" 35-летнему москвичу со стажем вождения 15 лет, согласно калькулятору на сайте одной из крупных компаний, обойдется в 91 000 руб., на BMW 3-й серии — в 127 000 руб., а на Toyota Camry — в 183 000 руб. Расчет условный, и в каждом конкретном случае он будет отличаться, но разница показательна. При коэффициенте 0,9 к следующим периодам страхования полисы будут стоить 82 000, 114 000 и 165 000 руб. за второй год и 74 000, 103 000 и 149 000 руб. за третий соответственно.

Обязательное страхование гражданской ответственности обходится в одинаковую сумму. Тариф зависит от региона, возраста и стажа водителя. Мощность двигателя тоже влияет на цену, но только если автомобили попадают в разные категории. В нашем случае все они принадлежат одной — мощность от 120 до 150 л. с. При условии, что водитель старше 22 лет, живет в Москве, имеет стаж свыше трех лет, но ранее не страховался, полис ОСАГО будет стоить 10 982 руб. в год.

Мощность играет более значимую роль при расчете транспортного налога. Но не только она. Цена машины с некоторых пор тоже — если она входит в перечень моделей средней стоимостью 3 млн руб. и выше, подготовленный Минпромторгом, то налог исчисляется с применением повышающего коэффициента. Эти седаны Volkswagen, BMW и Toyota роскошными не считаются и попадают в одну нишу налогообложения — с них возьмут по 50 руб. за каждую лошадиную силу. Поэтому суммы отличаются незначительно, по 9000 руб. с небольшим за каждый год владения.

Сервисные истории

Сколь бы ни был надежным автомобиль, обслуживать его все равно придется. Разные марки имеют разные стандарты ТО. Например, BMW столь интеллектуальны, что сами подсказывают хозяину, когда пора менять масло и проводить другие регламентные работы, причем именно по потребности, а не по предписанию. Японцы из Toyota придерживается консервативного интервала в 10 000 км, Volkswagen просит приезжать на техстанцию каждые 15 000 км.

При пробеге 60 000 км за три года владельцы BMW и Volkswagen четыре раза посетят сервис для проведения плановых работ. Обслуживание Passat обойдется в 65 000 руб., 3-я серия — примерно во столько же. Естественно, без учета исправления не подпадающих под гарантию проблем, которые выявит диагностика. Признанное японское качество и реноме самого надежного автомобиля в мире требуют от хозяина Camry посетить дилера уже шесть раз, что приводит к дополнительным расходам на эксплуатацию — он заплатит около 80 000 руб.

В некоторых случаях на техобслуживании можно сэкономить. Периодически производители проводят ограниченные по времени скидочные кампании или дарят ТО при покупке машины. Дилеры тоже нередко предоставляют более привлекательные цены на свои услуги или организуют собственные маркетинговые акции. Есть и новый тренд — сервисный сертификат. Все больше автомобильных марок предлагают оплатить несколько первых ТО и запчасти для их проведения авансом, а техстанции посещать по мере необходимости. Потребителю это выгодно, потому что цена нормо-часа и расходников фиксируется на несколько лет вперед.

Стоимость владения автомобилем за три года и 60 000 км (руб.)


VWBMWToyota
Цена205000021500001782000
Кредит (%)408000309000329000
ОСАГО329463294632946
Каско247000344000497000
Налог270002760027150
Регистрация250025002500
ТО650006000080000
Топливо136000150000182500
Шины+монтаж540005300054000
Мойка430004300043000
Остаточная стоимость150000015000001300000
Итого без учета стоянки156544616720461730096
или26,1 руб./км27,9 руб./км28,8 руб./км
Без кредита115744613630461401096
или19,3 руб./км22,7 руб./км23,4 руб./км

Турбо в плюсе

Чем больше ездишь — тем больше трат на топливо. Банальный факт, но есть свои особенности. Доля расходов на горючее в стоимости владения неодинакова для разных классов автомобилей. В случае компактов она составляет около 20%, и экономичность для них является очень важным параметром. У представителей среднего класса и премиума на это приходится около 12% и 8% соответственно. Несмотря на большие абсолютные цифры в рублях, для них расход топлива в меньшей степени определяет цену километра пути.

Согласно официальным техническим характеристикам, Passat требует 5,8 л бензина на 100 км. При пробеге 60 000 км за три года и средней цене на бензин 39 руб. получается 136 000 руб. Аппетит двигателя баварской 3-й серии немногим выше, 6,4 л/100 км, при равных условиях за три года набегает уже 150 000 руб. Мотор Camry лишен турбонаддува, при схожей с остальными мощности он имеет больший рабочий объем и, как следствие, расход 7,8 л/100 км, что прибавит 32 500 руб. к результату BMW. Но это все в стерильных условиях сертификационных замеров. В реальности же картина может быть совершенно иной. Например, владелец Volkswagen любит быструю езду, за которую расплачивается лишними 3,5 л топлива на 100 км. За три года в выхлопную трубу улетят дополнительные 82 000 руб. без учета резко возрастающего риска попасть на штрафы.

Еще одна статья расходов — мойки, шины и их сезонная смена. Для моделей одного класса она примерно одинакова. Сюда же стоит отнести и пошлины за регистрацию в госорганах и выдачу номерных знаков. Если мыть автомобиль раз в две недели, за три года на чистоту будет потрачено около 43 000 руб. Комплект зимней резины диаметром 17 дюймов, который как раз и должен прослужить три сезона, обойдется примерно в 36 000 руб. Услуги по "переобувке" прибавят порядка 18 000 руб. Причем нужно учитывать, что BMW оснащается шинами типа runflat, которые при проколе сохраняют форму и позволяют добраться до мастерской без установки запасного колеса. Это удобно, но не бесплатно — цена такой резины и стоимость услуги по ее монтажу выше где-то на 20%, поэтому 16-дюймовые колеса баварца обойдутся почти в такую же сумму, как 17-дюймовые у остальных.

Кому выгодно?

Фото: Пресс-служба Volkswagen

Автомобиль приносит доход, если не используется для зарабатывания денег, только в одном случае — при его продаже. Однако прибыли от этого ждать все равно не следует. Даже если машина еще не покинула ворот дилерского центра, но у нее уже есть владелец, она теряет в цене минимум 10%. Правило такое, что чем она дороже, тем сильнее обесценивается как в абсолютных цифрах, так и в процентном отношении. Например, согласно исследованию стоимости владения легковым транспортом в России, проведенному PwC в 2016-м, представительские модели сохраняют лишь 53% стоимости к концу третьего года владения. В нем же говорится, что средние седаны дешевеют на 29% за тот же период.

Это общая тенденция для сегментов. Но внутри машины тоже по-разному котируются на вторичном рынке в зависимости от надежности, имиджа, репутации, доступности запчастей, выхода обновленных версий и других факторов. Анализ предложений на одной из интернет-площадок по продаже подержанных автомобилей показал, что Passat и Camry дешевеют в одном темпе, в то время как 3-я серия теряет чуть больше.

Теперь самое интересное. Если просуммировать все расходы и из них вычесть остаточную стоимость, итог получится довольно парадоксальный. Самая доступная на момент покупки Camry оказывается через три года дороже не только своего прямого конкурента Passat, но и вхожей в премиум-сегмент баварской "трешки". Когда вначале мы только брали в руки калькулятор, их разделяли 368 000 руб.

Вся лента