Защищать интересы России будут вне конкурса

Правительство меняет правила подбора юристов для ведения дел в международных судах

Юристов, которые способны защитить интересы России в международных и иностранных судах, нужно приглашать на работу вне конкурса. Такой законопроект внесло вчера в Госдуму правительство, предложив ради "повышения эффективности" изменить правила госзакупок в случаях, когда речь идет о юридических услугах. Глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников полностью одобряет инициативу. Практикующие юристы считают, что ради эффективности нужно использовать как конкурсный отбор, так и закупку услуг у "единственного поставщика".

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Правительство считает нужным упростить процедуру, по которой госорганы и госкомпании могут приглашать юристов "в целях обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах". Сейчас нанять юристов можно только по итогам конкурса, как того требует закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Услуги юристов, знающих международное право, следует закупать у "единственного поставщика" (ст. 93 закона "О контрактной системе...") для "повышения эффективности и оперативности закупок в целях обеспечения защиты интересов РФ", говорится в пояснительной записке к проекту, поступившему вчера в Госдуму.

"Я против конкурса",— заявил "Ъ" председатель думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников, который возглавляет также Ассоциацию юристов России (АЮР). По его словам, "таких специалистов, которые могут защищать интересы в международных судах и арбитражах, немного: они все наперечет". И потому к их услугам будет прибегать "любое юридическое агентство, которое выиграет конкурс", уверен господин Крашенинников.

"Вообще-то конкурсы вводились в свое время в систему госзакупок как антикоррупционная мера",— заявила "Ъ" адвокат Карина Москаленко. Конкурсный отбор предполагает открытость в том числе в условиях и требованиях, которые госорган предъявляет потенциальному поставщику услуг, поэтому отказ от конкурсов "можно расценить как отказ от противодействия коррупции", считает госпожа Москаленко.

"Чтобы сформулировать условия конкурса на оказание юридических услуг в международных судах, нужно быть профессионалом в соответствующих отраслях права",— подчеркивает Павел Крашенинников. А таких профессионалов среди чиновников в госорганах может не быть. "Значит, они должны будут привлекать тех самых профессиональных юристов, которые сформулируют условия конкурса и сами же потом будут в нем участвовать. Перегнули мы с конкурсами",— считает председатель АЮР.

"Конкуренция на этом рынке достаточно высокая,— заявил "Ъ" партнер BGP Litigation Александр Ванеев, имея в виду юридические услуги в международных арбитражах.— Но если говорить о сложных специфических спорах, то в мире не так много фирм, которые в действительности готовы ими заниматься". Поэтому в уникальных делах, например в споре акционеров ЮКОСа с РФ, "механизм закупок юридических услуг у единственного поставщика имеет право на существование", считает господин Ванеев. Однако в стандартных спорах, в частности по коммерческим контрактам или поставкам, "нельзя говорить о том, что услуга уникальна и ее можно купить только у одного поставщика". По его мнению, в каждом конкретном споре правильнее вначале определить, "какие из преимуществ присущи той или иной компании, а уже затем на этом основании выбирать механизм" — конкурс или единственный поставщик.

Если депутаты Госдумы одобрят правительственный законопроект, то в законе "О контрактной системе..." появится 49-я услуга, которую госорганы смогут закупать у "единственного поставщика". Когда закон принимался (апрель 2013 года), в перечне было всего 28 услуг.

Виктор Хамраев, Андрей Райский

Вся лента