"Притяжение" обязывает

Федор Бондарчук снял фантастику международного масштаба

На экранах стартует "Притяжение", первый в наступившем году проект—представитель российской кинофантастики, каковой в 2017-м ожидается немало.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ


"Притяжение", Россия, 2017, 130 мин.

Режиссер: Федор Бондарчук.

В ролях: Олег Меньшиков, Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Сергей Гармаш.

Продюсеры: Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Антон Златопольский, Александр Андрющенко, Михаил Врубель.

Art Pictures Studio, кинокомпания "Водород".

Бюджет: 380 млн руб.


Режиссер Федор Бондарчук, как известно из трейлеров, примеряет классический сюжет научной фантастики, крушение инопланетного космического корабля, на московский район Чертаново.

В кадре замечены Олег Меньшиков (которому очень к лицу нынешняя военная форма), лучшие образцы самой современной военной техники, предоставленные российским Минобороны, и довольно убедительный высокотехнологичный инопланетянин. При таком богатстве, обозначенном одними только промоматериалами, особенно завлекательны слова режиссера о том, что в трейлерах показана лишь малая часть сделанного для фильма.

Фото: WDSSPR

Вообще, в подготовке к премьере чувствуется желание создателей представить публике зрелище международного масштаба или хотя бы максимально на него похожее.

"Притяжение" выходит в IMAX 3D — четвертый отечественный фильм в этом формате (первая тройка: бондарчуковский же "Сталинград", "Экипаж" Николая Лебедева и "Дуэлянт" Алексея Мизгирева). Сообщается, что в работе над звуковым дизайном картины принял участие американский специалист Дэйв Уайтхед, трудившийся на озвучке "Района N9", "Робота по имени Чаппи" и "Хоббита". Разработкой внешнего вида инопланетянина и его корабля, а также зрелищным разрушением многоэтажек в Северном Чертаново занималась одна из лучших российских студий, Main Road Post. Проходило это не столько в рамках помощи отечественному производителю, сколько потому, что из-за курса доллара постобработка у местных специалистов стала дешевле не только американской и европейской, но и индийской и китайской. В том числе благодаря этому бюджет "Притяжения" остановился на 380 млн руб.— $6-6,4 млн (в зависимости от текущего курса), что для фантастики подобного размаха совсем не много.

Фото: WDSSPR

Посвящать во все подробности зрительское сообщество раньше времени создатели не стали. Окружили съемки туманом секретности, заставили всех участников процесса подписать документы о неразглашении, часть материала отсняли на закрытых полигонах Минобороны.

Более или менее внятная информация в интернете, и первые тизеры появились лишь за три с половиной месяца до премьеры. Как сообщали в Art Pictures, "не хотели привлекать лишнего внимания к фигуре режиссера".

Фото: WDSSPR

Ход, возможно, не самый очевидный: в конце концов, если и есть известные на всю Россию кинодеятели, то Федор Бондарчук явно из таких. Другое дело, что его предыдущий опыт на ниве фантастики — экранизация "Обитаемого острова" братьев Стругацких — оказался не слишком удачным. И от критиков досталось, и в прокате дело не задалось: на $36,6 млн бюджета обе части картины принесли всего $27,9 млн; коэффициент кассового успеха (ККУ), как можно догадаться, провальный — 0,73. Чтобы лишний раз не кормить интернет-троллей, возможно, и стоило до поры не афишировать имя режиссера. Тем более что на эту позицию Бондарчук поначалу не претендовал, намереваясь выступить исключительно в роли продюсера. И лишь после второго драфта сценария выразил желание лично поставить фильм — а всего сценарных вариантов в итоге получилось 28.

"Притяжение" — четвертый полнометражный фильм Бондарчука как режиссера и не то 36-й, не то 39-й — как продюсера. По поводу успешности режиссерских проектов ему стыдиться нечего, скорее, наоборот. Только "Обитаемый остров" недобрал в прокате, остальные прекрасно заработали. "Сталинград" так и вовсе стал самым кассовым российским фильмом в новейшей истории, собрав $68,1 млн. А вот как продюсер Федор Бондарчук оказывается причастен к длинному списку фильмов, которые сняты, но не вышли, либо вышли, но прокатились так, что никто их не заметил. И никаких данных о сборах (да и о бюджете) днем с огнем не сыщешь. К счастью, собрать достойный топ-5 из безусловных кассовых успехов Бондарчука-продюсера все же удается.

Фото: WDSSPR

Любопытно, что там не будет "Сталинграда" — продюсерами картины значатся Александр Роднянский, Антон Златопольский, Дмитрий Рудовский и Сергей Мелькумов. К тому же по окончании проката в пятерке произойдут изменения.

"Притяжение" уже окупило бюджет на одной только продаже прокатных прав в Китай, Германию, Францию и Малайзию.

Так что как минимум обладателю пятого места придется потесниться. В данный момент главный кандидат на вылет — прошлогодний "Воин" Алексея Андрианова. Боксерскую драму крепко побили критики, пеняя главным образом на близнецовскую схожесть с одноименным американским фильмом 2011 года, но свою задачу — заработать больше, чем на нее было потрачено,— она выполнила. При бюджете $1,5 млн в графе "Дебет" значатся $3,2 млн, и ККУ вполне удовлетворительный — 2,13.

Дальше рядком идут картины Романа Прыгунова "Духless" и "Духless 2", сиквел на одну позицию ниже оригинала. Первый фильм был более или менее точной экранизацией одноименного романа Сергея Минаева, бестселлера 2006 года. Выйдя в широкий прокат в октябре 2012-го, он заработал $14,6 млн, что при относительно скромном для российской постановки бюджете $2,8 млн дает горячий ККУ — 5,2. Продолжение снимали в разгар экономического кризиса 2014-2015 годов и в долларовом эквиваленте даже сумели немного сэкономить, потратив $2,1 млн. Но и сборы тоже получились кризисными — $7,9 млн; впрочем, ККУ все равно приятный — 3,76 пункта.

Вторая позиция пока у "Жары" Резо Гигинеишвили. В 2006-м можно было построить сюжет хитовой комедии вокруг обмена долларовых купюр и никто не усматривал в этом ничего предосудительного. Напротив, зритель кошельком подтвердил близость темы простому народу, принеся в кассу постановки за $1,4 млн аж $15,7 млн. Как следствие, у "Жары" лучший ККУ в пятерке — 11,2.

Возглавляет топ-5 самых кассовых фильмов, в которых Федор Бондарчук участвовал в качестве продюсера, его же режиссерский дебют в полном метре, эпическая военная лента "9 рота". В 2005 году ей довольно легко удалось стать лидером российского проката, собрав $25,5 млн. На съемки было потрачено $9,5 млн, ККУ в размере 2,68 создателей вполне устроил.

Вся лента