Реинкарнация взятки

Куда идут деньги обвиняемых в коррупции

Коррупционеров заставят сделать пожертвование. Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко предложила передавать деньги, изъятые по делам о получении взяток, на благотворительность. Как сейчас обходятся с этими суммами, выяснила Альбина Хазеева.

Фото: Оперативная съемка

В последние месяцы в России разгорелись сразу несколько громких коррупционных скандалов. Они и навеяли Валентине Матвиенко мысль инициировать закон, который позволял бы направлять "запятнанные" деньги на благое дело. В некоторых случаях речь идет об очень внушительных суммах. В сентябре во время обыска у полковника Дмитрия Захарченко обнаружили наличность весом больше тонны — $120 млн и €2 млн, то есть свыше 8 млрд рублей.

Как правило, в таких случаях изымаются все ценности, которые удается обнаружить, отметила юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь: "Практика показывает разные случаи. Иногда забирают все наличные деньги, которые существуют у человека, у которого проводится обыск, иногда берут какую-то часть. Обычно все-таки забирают все, а уже потом в процессе определяется, были они получены преступным путем либо нет".

В прошлом году больше $5,5 млн следователи изъяли у экс-главы Сахалинской области Александра Хорошавина. По версии следствия, он получил эти средства в качестве взятки.

Дальнейшие перемещения денег зависят от их количества и роли в уголовном процессе, сообщил адвокат Вячеслав Феоктистов: "На стадии предварительного следствия деньги могут быть изъяты или арестованы как в наличном виде, так и в безналичном порядке. Наличные средства при этом, если они имеют доказательственное значение для дела, могут храниться у следователя в сейфе или в специальной комнате для вещественных доказательств. Если изъятые средства доказательного значения не имеют, то они могут быть зачислены на депозит следственного органа. Суд, в свою очередь, вынося решение по делу, одновременно разрешает и все вопросы по изъятым и арестованным денежным средствам".

При оправдательном приговоре деньги, которые проходили по делу о коррупции, возвращаются владельцу. Однако если его признают виновным, средства поступают в российскую казну — правда, только в том случае, когда не удалось установить другого законного собственника.

По словам Валентины Матвиенко, бюджет на эти суммы не рассчитывает — получается, что может обойтись и без них. Однако идея с передачей их на благотворительность очень неоднозначная, считает директор фонда "Система" Елена Чернышкова: "Благотворительные фонды долго боролись за то, чтобы как-то построить свою репутацию и не иметь отношения к тому, что люди отмывают деньги через фонды. Если сейчас обратно связать эти два понятия — вот это деньги коррупционеров, и они идут на благотворительность — мне кажется, что это может общественному мнению о фондах как-то немножко повредить".

Как заявил ранее Владимир Путин, в прошлом году взысканию по делам о коррупции подлежали 15,5 млрд рублей. Из них вернуть государству удалось меньше 600 млн.

По оценке экспертов, 600 млн рублей — это до 5% пожертвований, которые собирают российские благотворительные фонды за год.

Вся лента