Зеркало и змея

Арт-эксперименты парижской студии Attilalou

Настенное панно, будто бы собранное из осколков зеркал, узоры декоративной ткани, имитирующие фактуру мрамора, диван, по форме напоминающий скалу... Парижская студия Attilalou в Марэ, основанная в 2002 году художником Матиасом Киссом совместно с продюсером Оливье Пилем,— это своего рода современная экспериментальная дизайн-лаборатория, для которой нет ничего невозможного. Инсталляция для бутика Hermes с вырастающими прямо из паркета стволами берез или роспись потолка в отеле Nolinski, изображающая затянутое облаками небо Парижа,— для каждого заказчика или собственного художественного проекта Матиас Кисс придумывает нечто особенное.

Инсталляция Banquise ("Айсберг") для бутика Hermes в Париже, 2015 год

Интересно, что до того, как заниматься дизайном, Кисс долгое время зарабатывал на жизнь, соревнуясь на ринге, будучи профессиональным боксером. При этом живописи и ремеслу он учился параллельно со спортом с четырнадцати лет. В какой-то момент эта область интересов вытеснила ринг. Кисс вступил в парижскую организацию подмастерьев Compagnons du Devoir, где обучался рисунку, росписи, различным методам позолоты и другим традиционным декоративным техникам. Больше десяти лет в рамках этой организации он занимался восстановлением старинных росписей в известных исторических зданиях. Этот период художник считает одним из самых важных с точки зрения приобретенных навыков и опыта. Позднее Кисс решил создавать собственные сюжеты для росписей, часто используя технику trompe-l'oeil (обманки). Его работы высоко оценили многие декораторы, в частности Жан-Луи Деньо и Франсуа Бос, которые стали приглашать его в качестве художника для оформления интерьеров.

Ковер Magyar, производитель Moroges

В своих независимых проектах, в том числе галерейных, Кисс часто эксплуатирует несколько любимых тем. Одна из них — эксперименты с золотой краской. Он способен даже залить ею пол целиком, как недавно в дни сентябрьской выставки Maison & Objet продемонстрировал в Galerie Alain Gutharc в рамках собственного арт-проекта In Situ. Кроме того, дизайнер не раз предлагал различные вариации на тему золотого молдинга, подобно змее "извивающегося" по стенам. Инсталляция так и называется — Golden Snake ("Золотая змея"). Изначально проект был придуман для экспозиции парижской выставки Talents a la Carte и показан на салоне Maison & Objet в 2013 году. С тех пор Кисс то и дело возвращается к нему, видоизменяя "змею", то делая ее тонкой и изящной, то напротив — очень массивной, такой она была в рамках экспозиции бразильских художников в парижском музее Palais de Tokyo в этом году.

Еще одна тема, с которой он увлеченно работает,— преломление зеркал и оптические иллюзии. Их Кисс исследует, например, в своем панно Miroir Froisse ("Поврежденное зеркало"). В настоящий момент эта работа выставляется и продается в парижской галерее Armel Soyer, которая в том числе специализируется на коллекционном дизайне. (При желании можно заказать подобное панно для своего интерьера.) Эффекты преломления зеркал Кисс обыгрывает и в инсталляции Banquise ("Айсберг") для Maison Hermes, созданной в парижском бутике в рамках презентации женской коллекции обуви. Дизайнер спроектировал оригинальный подиум в виде преломляющихся зеркальных граней для демонстрации новых моделей.

Инсталляция Out of Time для корейского фешен-бренда Wooyoungmi, 2016 год

Во всех своих работах художник тонко улавливает современные тенденции, комбинируя самые разные материалы и фактуры. За такой подход его очень любят фешен-бренды — Hermes, Louis Vuitton, Kenzo, которые привлекают его не только к оформлению бутиков, но и к созданию декораций для модных показов. Одним из последних громких проектов стало сотрудничество Кисса с ювелирным брендом Boucheron для презентации новой коллекции Quatre Radiant. Подвесив к потолку созданные по уникальным эскизам объемы, напоминающие облака, он преобразил до неузнаваемости пространство бутика марки на Вандомской площади в Париже. Из необычных проектов этого года нельзя не упомянуть сотрудничество с корейской прогрессивной фешен-маркой Wooyoungmi, основанной двумя сестрами Ву Янг Ми и Ву Джанг Хи. В этом году креативный отдел бренда пригласил Матиаса Кисса для создания инсталляции Out of Time. Кисс вновь импровизировал: все поверхности предметов — будь то мебель или аксессуары — он отделал белым сусальным золотом и покрыл серебряной краской. Этот проект в рамках продвижения новой мужской линии символизирует дизайн будущего, вне моды и времени. Впрочем, такую характеристику можно смело адресовать всем проектам бюро Attilalou.

Вся лента