По пути технологий

Перспективы

Использование цифровых технологий становится обязательным в любой сфере, и железнодорожный транспорт не исключение. Для пассажиров ГЖД сегодня доступны многие электронные услуги: через интернет сегодня приобретается больше половины всех билетов на поезда Горьковской железной дороги (ГЖД), а бесплатный wi-fi на нижегородском вокзале становится привычной необходимостью. В новых технологиях и перспективных IT-проектах ГЖД разбирался «Ъ-Железнодорожный транспорт».

Бесшовный wi-fi обеспечивает непрерывный доступ в интернет на вокзалах и в поездах

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Возьми и купи мне билет

Одной из первых технологичных услуг железных дорог стало оформление билетов на поезда дальнего следования через web-портал РЖД: онлайн-продажи стартовали в мае 2007 года. Тогда билеты, забронированные и оплаченные через интернет, нужно было оформлять и получать в кассе, поэтому сервис не пользовался особой популярностью. Сейчас оплатить онлайн-билеты можно не только банковской картой, но и с помощью различных сервисов, а электронную регистрацию на поезд пройти на портале РЖД сразу после покупки проездного документа. При этом билет не обязательно предварительно распечатывать — достаточно при посадке предъявить паспорт и проездной документ на экране смартфона.

Модернизация сервиса привела к стремительному росту продаж электронных билетов. Только за три квартала этого года онлайн-продажи на ГЖД выросли в 1,7 раза к аналогичному периоду 2015 года: в электронном виде на поезда дальнего следования было продано больше 2,94 млн билетов, а в целом — 5,7 млн проездных документов, то есть больше половины пассажиров предпочли воспользоваться онлайн-сервисом. Наиболее активны в покупке электронных билетов на полигоне Горьковской магистрали Нижний Новгород и Казань.

РЖД продолжает дополнять существующий сервис новыми опциями. Например, в сентябре 2016 года пассажиры получили возможность покупать удаленно билеты на поезда дальнего следования для школьников. Опция действует в течение всего учебного года — с сентября по конец мая. Это стало возможным в результате изменения правил покупки таких льготных билетов: раньше справку об обучении в школе нужно было предъявлять в кассе, а сейчас только при посадке в поезд. Кроме того, РЖД прорабатывает возможность оформления электронных билетов в специализированные купе для людей с ограниченными возможностями. Для этого необходимо создать единую электронную базу документов, подтверждающих инвалидность, и сейчас железнодорожники прорабатывают возможность формирования такой базы на основе данных органов соцзащиты.

Эксперты ожидают, что доля электронных билетов на железной дороге будет расти. «Повышение электронных мобильных платежей — общемировой тренд. Билеты не нужно мерить, рассматривать, как вещи или одежду, так что электронная продажа — это идеально для них», — отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Мобильность с мобильным

Чтобы увеличить долю электронных продаж и таким образом снизить затраты на обслуживание пассажиров и сэкономить время, РЖД начали развивать новые каналы продаж. В частности, в феврале было запущено мобильное приложение для покупки билетов на поезда дальнего следования «Билеты на поезд». В августе специальное приложение для мобильных устройств — «Пригород» — запустила Волго-Вятская пригородная пассажирская компания (ВВППК, 49% акций принадлежат РЖД, остальными поровну владеют правительства Нижегородской и Кировской областей). После заполнения формы через приложение на электронный адрес пассажиру поступает копия электронного билета, нужно только ввести свои паспортные данные и оплатить проездной документ с помощью банковской карты. Распечатывать билет, как и при покупке онлайн-билетов на поезда дальнего следования, не нужно — турникеты оснастили планшетным сканером, который считывает информацию прямо с мобильного устройства, для этого нужно приложить экран телефона с выведенным на нем билетом к мишени турникета. В ВВППК рассчитывают, что сервис будет популярен в первую очередь среди молодежи, так как студенческие льготы при покупке билета через приложение сохраняются. Объемы продаж билетов через мобильное приложение «Пригород», учитывая новизну, еще невелики, рассказали в пригородной компании, но на сегодняшний день мобильное приложение установило уже более 1 тыс. человек, и в ВВППК рассчитывают на увеличение объемов в дальнейшем.

В ближайшее время РЖД могут выпустить единое клиентское приложение для всех мобильных устройств — компания готовится к новому технологическому этапу. Как рассказали в пресс-службе компании, пользователи смогут купить билет на поезд, зайти в личный кабинет или посмотреть расписание. Кроме того, планируется предусмотреть форму обратной связи: это позволит пассажиру оперативно сообщить о любых проблемах на вокзалах или в поездах, связанных с работой оборудования или с обслуживанием. К обращению можно будет прикрепить фотографию или видео, и оно сразу поступит к сотрудникам РЖД, которые смогут оперативно устранить проблему. Компания уже провела конкурс по выбору разработчика этого ПО, который должен будет до конца года представить версию приложения, и после отладки и тестовых испытаний сервис будет доступен для всех пассажиров.

Параллельно развивается сотрудничество железных дорог с «Яндексом». По условиям подписанного интернет-компанией и РЖД соглашения железнодорожники предоставят «Яндексу» данные о движении поездов, а тот в свою очередь опубликует их в режиме онлайн и в перспективе сможет напрямую, без посредников, как сейчас, продавать билеты.

Рост числа смартфонов у населения будет автоматически увеличивать число тех, кто предпочитает покупать билеты с помощью мобильных девайсов, говорят эксперты. Что касается единого приложения, то, по мнению господина Андриевского, необходимость его появления давно назрела. По словам эксперта, кроме постоянно обновляемого расписания и сервиса для выбора и покупки билетов, в этом приложении должна работать геолокация, которая позволит выводить актуальные объявления для местности, в которой находится пассажир.

Вокзал в режиме wi-fi

Развивая мобильные сервисы, железнодорожники расширяют доступ пассажиров к самому интернету. В сентябре 2015 года телекоммуникационный оператор ТТК (дочернее общество РЖД) на 79 железнодорожных вокзалах в 55 городах России запустил единую сеть wi-fi с бесплатным доступом для пассажиров, а уже к середине июня 2016 года количество пользователей wi-fi на этих вокзалах превысило 1 млн. За это время, как посчитали железнодорожники, объем скачанного трафика составил 254 терабайта, что эквивалентно 56 тыс. фильмов в HD-формате или 50 млн песен.

Ежемесячно к wi-fi на вокзалах подключаются порядка 130 тыс. пассажиров по всей стране — по статистике, в рамках одной сессии пассажир пользуется интернетом около 50 минут. Причем после того, как пассажир авторизовался, его устройство в дальнейшем автоматически подключается к сети на любом вокзале, где есть wi-fi от ТТК.

Железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода по среднемесячному количеству пользователей беспроводным интернетом занял пятое место в России с показателем 4,7 тыс. Это в 10 раз меньше, чем на четырех вокзалах в Москве, которые возглавили рейтинг. Второе место занял Московский вокзал Санкт-Петербурга — там бесплатным wi-fi от ТТК в месяц пользуются в среднем 10 тыс. пассажиров, на третьем месте — вокзал Ростов-Главный (5,5 тыс. пользователей), на четвертом — Адлер (5 тыс. человек).

Но бесплатным интернетом только на вокзалах в РЖД решили не ограничиваться: сейчас компания тестирует так называемый бесшовный wi-fi. Как рассказали в пресс-службе РЖД, эта технология предполагает, что пассажир, зарегистрировавшись в сети на вокзале, может уже без перерегистрации пользоваться интернетом во время всей поездки, а также на вокзале прибытия. Часть сервисов планируется бесплатной, а некоторые виды контента можно будет купить. Сейчас технология «обкатывается» на маршруте Москва — Адлер, и уже по итогам тестирования руководство железных дорог будет решать, в каких направлениях будет расширяться география бесшовного wi-fi.

По мнению экспертов, перспективы у этого проекта самые радужные. «Покрытие интернетом всех пространств — движимых и недвижимых — это то, что сегодня успешно реализуется, за этим будущее. Нет сомнений, что РЖД решит временные трудности с нестабильной коннективностью и wi-fi в поездах будет по-настоящему бесшовным в ближайшем будущем», — надеется Иван Андриевский.

По его прогнозу, также востребованным будет оставаться еще один сервис на вокзалах — киоски самообслуживания, где можно приобрести билеты или распечатать электронный проездной документ, не стоя в очереди к кассе. Сейчас на полигоне ГЖД установлено 24 транзакционных терминала самообслуживания (ТТС) и 11 терминалов регистрации (ТТР). Как сообщают в ГЖД, наибольшим спросом они пользуются у пассажиров на вокзалах в Кирове и Дзержинске. В целом за 2015 год ТТС на полигоне Горьковской магистрали воспользовались 556,95 тыс. человек, правда, из них 4/5 — распечатка ранее оплаченных билетов. Еще 147,8 тыс. пассажиров пользовались ТТР. За 10 месяцев 2016 года ТТС уже обслужили 492,59 тыс. человек, ТТР — 137,39 тыс. пассажиров. «Киоски, скорее всего, останутся и будут все более удобными. Например, они могут полностью заменить билетные кассы на небольших станциях. Роботизация торговли — важный тренд», — отмечает Иван Андриевский.

Карты в руки

Расплатиться за проезд с помощью бесконтактных технологий, как в столичных аэроэкспрессах, в наших поездах и электричках пока нельзя. Но функционал пластиковых карт в пассажирских сервисах растет: в частности, с 23 мая 2016 года пассажиры РЖД могут оплачивать банковскими картами так называемые «товары в дорогу» в фирменных и скоростных поездах дальнего следования. Этот сервис магистраль организовала в партнерстве со Сбербанком: мобильными терминалами приема банковских карт оснащены более сотни поездов. По безналичному расчету пассажиры могут расплатиться в вагоне-ресторане, оплатить сувениры и снеки, купленные у проводников, и даже постельные принадлежности. Причем зона покрытия распространяется не только на всю Россию, но и на дальнее зарубежье. Ряд фирменных поездов, которые формируются на полигоне ГЖД, также оснащены такими терминалами, в том числе, например, фирменный поезд «Вятка» сообщением Киров — Москва — Киров. «Данная услуга пользуется спросом у пассажиров. Так, с начала реализации продукции в поездах Горьковского филиала Федеральной пассажирской компании с безналичной формой оплаты спрос у пассажиров увеличился в 13 раз», — констатируют в пресс-службе ГЖД.

Еще один новый «карточный» сервис запустила в 2016 году ВВППК: компания выпустила пластиковые карты, на которые пассажиры могут записать свои проездные документы. Причем с марта нижегородцы могут оплатить такой картой проезд не только в электричке, но и в наземном муниципальном транспорте — автобусе, трамвае и троллейбусе. Это стало первым шагом перевозчика в рамках запланированной интеграции ее системы оплаты проезда в городскую транспортную сеть. А с конца апреля владельцы карты могут использовать ее для оплаты проезда в метро при проходе через турникет. Параллельно ВВППК совершенствует свои технические возможности: с начала апреля на ряде станций картами можно расплачиваться за покупку билетов и абонементов.

Технологии безопасности

Кроме сервисов непосредственно для пассажиров, современные технологии используются в работе самой железной дороги в целях повышения безопасности. Один из главных трендов последних лет — оснащение камерами фото- и видеофиксации железнодорожной инфраструктуры: вокзалов, переездов и даже локомотивов поездов.

На ГЖД работы по оснащению наиболее аварийных переездов видеокамерами были начаты еще в 2012 году. На данный момент камеры видеонаблюдения установлены на 142 переездах, в том числе на двух на территории Нижегородской области. По мнению железнодорожников, это наиболее действенный способ снижения аварийности, но пока механизм работает не в полную силу: до недавнего времени такое оборудование не было обязательным и устанавливалось исключительно по инициативе руководства железной дороги и за счет ее средств. И хотя запись ведется постоянно (жесткие диски еженедельно отправляют в органы ГИБДД), камеры не сертифицированы и не подключены к автоматизированной базе ГИБДД, то есть процедура определения автовладельца-нарушителя осложняется. А сама информация, полученная с таких камер, не является доказательством при вынесении штрафов и считается только косвенным свидетельством нарушений. Решением этой проблемы могло бы стать подключение камер к региональным системам «Безопасный город», чтобы сведения о нарушениях напрямую поступали в ГИБДД. В Кирове, например, с такой инициативой выступили сами областные власти, а в Калининграде работы уже ведутся. Однако в этом случае камеры должны устанавливаться за счет областных властей, а в условиях дефицитных бюджетов средства на эти цели найти не всегда просто.

Кроме переездов, камерами видеонаблюдения оснащаются вокзальные комплексы. В частности, на вокзалах Нижнего, Казани и Владимира видеокамеры работают в зонах досмотра пассажиров, причем на первых двух установлена интегрированная комплексная система безопасности, которая выводит сигнал непосредственно в главный пункт транспортной безопасности дирекции железнодорожных вокзалов. Всего системы видеонаблюдения, интегрированные в ОВД на транспорте и ФСБ, уже установлены на 18 объектах Горьковской дирекции, также камерами в 2016 году планировалось обеспечить вокзалы в Котельниче, Зеленом Доле и Глазове.

Еще одно перспективное направление — оснащение камерами самих поездов. Сейчас на 24 электровозах ЧС-4Т и новых российских локомотивах ЭП1-М работает система аудио- и видеофиксации. Система функционирует автономно и фиксирует все, что происходит в кабине электровоза во время движения, причем запускается сразу после включения аккумуляторной батареи на локомотиве автоматически. Такой механизм позволяет контролировать качество работы локомотивных бригад и в целом позитивно влияет на безопасность движения, отмечают на ГЖД. Работой системы железнодорожники довольны, но машинисты предлагают этим не ограничиваться и оборудовать электровозы еще и видеорегистраторами: так можно будет следить еще и за тем, что происходит на путях.

В целом максимальная цифровизация железнодорожной инфраструктуры — одно из самых важных направлений развития Российских железных дорог, полагает Иван Андриевский. Но сервисы для пассажиров нужно улучшать не только в цифровом пространстве, но и в части создания более комфортных условий в поездке, подчеркивает эксперт. В частности, необходимо повышать стандартный уровень сервиса в электричках и плацкартах, а также развивать люксовый сегмент — например, оснащать поезда душевыми кабинами: в туристическом поезде класса «люкс» по маршруту Москва — Владивосток эта услуга уже предоставляется. Но главной задачей для РЖД по-прежнему остается постоянная работа над улучшением существующих путей и подвижного состава. «Здесь огромный фронт разнообразных работ и с позиции улучшения технологий, и с позиции улучшения материалов. Достаточно посмотреть на огромную сеть высокоскоростных магистралей в Китае. России очень нужны современные скоростные поезда», — заключает эксперт.

Анна Павлова

Вся лента