Тень де Голля

Официальным кандидатом французских правых стал бывший премьер-министр Франсуа Фийон. Одержать победу на президентских выборах 2017 года ему будет сложно, несмотря на слабость традиционных соперников — социалистов.

Кандидат в президенты Франции Франсуа Фийон заручился поддержкой почти 3 млн однопартийцев — ему осталось завоевать доверие большинства из 44 млн французских избирателей

Фото: Charles Platiau, Reuters

Избрав в ходе внутрипартийного голосования Франсуа Фийона кандидатом в президенты страны на предстоящих весной выборах, французские республиканцы не сделали свой путь к власти проще. Скорее наоборот. Фийон, как предполагается, если и станет президентом Французской Республики, то не без труда, а триумф на внутрипартийных праймериз не должен никого вводить в заблуждение. Бывший премьер-министр и почитатель генерала де Голля без труда очаровал почти 3 млн однопартийцев, получив во втором туре праймериз 66,5% голосов, однако всего во Франции 44 млн избирателей, и очаровать их Фийону будет куда сложнее.

Зарубежные наблюдатели и комментаторы обращают больше всего внимания на внешнеполитические взгляды Фийона, списанные со взглядов генерала де Голля. Практически по всем вопросам современных международных отношений Фийон выступает с позиций, отличных от позиций нынешнего правительства страны. Как и де Голль, он не испытывает никакой любви к англосаксам, а потому при нем Франция, скорее всего, максимально дистанцируется от США и Британии, а вместе с ними и от блока НАТО. При де Голле, напомним, Франция вышла из военной организации Североатлантического альянса, а блоку пришлось перевезти штаб-квартиру из Парижа в Брюссель. Как и де Голль, Фийон рассматривает Россию если не как естественного союзника Франции, то уж точно не как противника и как государство, с которым у Франции нет конфликта интересов во внешнеполитической области. Однако рассуждения этих нефранцузских комментаторов не учитывают главного. Внешняя политика — последнее, на что французский избиратель будет обращать внимание во время выборов. Первостепенное значение будут играть социальные и экономические вопросы, а тут взгляды Фийона определенны и, скорее всего, неприятны для множества французов.

У Фийона, кроме де Голля, есть еще один кумир — Маргарет Тэтчер. Фийон выступает за ограничение роли профсоюзов, повышение пенсионного возраста, сокращение расходов там, где это возможно. И этим уже намерена воспользоваться Марин Ле Пен, которая, скорее всего, выйдет вместе с Фийоном во второй круг президентских выборов. Представители ультраправых (тогда это был отец Марин, Жан-Мари Ле Пен, изгнанный теперь дочерью из партии) уже выходили во второй тур выборов. Было это в 2002 году. Тогда ультраправые потерпели сокрушительное поражение, а Жак Ширак получил более 80% голосов: за него вышли голосовать все, кто не желал видеть Ле Пена президентом страны, включая коммунистов и социалистов. Фийону, однако, рассчитывать на такое великодушие (или самопожертвование) противников не следует. Для начала "Национальный фронт", оставаясь по сути ультраправой, почти неонацистской партией, сумел избавиться от имиджа неонацистов-маргиналов. Кроме того, после победы Дональда Трампа в США не выглядит уж таким кошмаром, как это было в 2002 году.

Наконец, тэтчеристские взгляды Фийона могут стать непреодолимым барьером для многих левых и центристов. Если учесть еще и готовность Марин Ле Пен представить себя защитницей не только всех французов, но и французского рабочего класса, то становится очевидным, что выбор Фийона в качестве соперника Ле Пен на выборах делает их результат совершенно непредсказуемым.

Рубрику ведет Николай Зубов

Вся лента