Голос с Южного полюса

Зачем российскому бизнесу Антарктида

Предприниматели — те же пингвины: в суровом климате не живут, а выживают, и врагов у них — не счесть. Корреспондент "Денег" наблюдал, как большая стая российских бизнесменов, прибывшая в Антарктиду, искала возможность быть услышанной в Москве президентом.

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

"Мы посланники лидера! Мы посланники бизнеса... С альбатросом в сердце и на значке-е-е",— мужской голос по радио завел свой ежеутренний гимн как всегда неожиданно, и я снова чуть не свалился со своей верхней койки в четырехместной каюте на нижней палубе бывшего военного экспедиционного судна Plancius.

С гимна "Клуба лидеров" начиналось уже третье мое утро — с тех пор как сотня людей в одинаковых красных куртках с надписями "Первый антарктический саммит предпринимателей" погрузилась на корабль в самом южном порту мира — аргентинском Ушуая и отправилась через пролив Дрейка к острову Кинг-Джордж, на котором расположена антарктическая станция "Беллинсгаузен". Там мы проведем еще три дня, и потом, зайдя на пару дней на Антарктический полуостров, два дня будем плыть обратно.

Путешествие на Южный полюс — затея не из дешевых: каждый участник экспедиции заплатил за проезд примерно по полмиллиона рублей. Но люди со мной на корабле не из бедных. Членами созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) "Клуба лидеров" являются владельцы бизнеса — и не самого маленького. В каютах на верхних палубах одновременно со мной слушают гимн Александр Андреев (ГК "Метр Девелопмент групп"), Вячеслав Трактовенко ("Банкирский дом "Санкт-Петербург"", ГК "Балтрос"), Алексей Мартынов ("Хомексфарм"), Алексей Бакулин (компания "Волгабас") и еще несколько десятков человек.

К тому же мы все тут знаем, что у этой поездки есть цель. Кульминационный момент — телемост участников экспедиции с Владимиром Путиным. Пятерым везунчикам из ста удастся назвать свое имя и произнести еще пару предложений — что-нибудь о пользе, которую они могут принести в деле освоения Антарктики. И это, конечно, стоит потраченных денег, десятков тысяч километров, морской болезни (в полной мере проявившейся только в шторм на обратном пути) и даже утреннего гимна.

Кампания важнее цели

Полярники не пытаются приручать пингвинов, что не мешает последним живо интересоваться людьми

Фото: Елена Бжахова/, Коммерсантъ

В приглашении поучаствовать в Первом антарктическом саммите, которое "Клуб лидеров" прислал "Деньгам", говорилось, что результатом путешествия станут проекты реформ системы госрегулирования предпринимательства в России. Планировалось, что лучшие идеи будут "упакованы в дорожные карты" и представлены Владимиру Путину.

Однако в день отъезда эта благая цель была заменена на более загадочную: едем уже не ради реформ, а для "объединения предпринимателей, готовых оказать поддержку российской антарктической миссии" и просто ради некой инспекции Антарктиды. Что это значит? Какая инспекция — экологическая, налоговая, пожарная? Как любят говорить представители "Клуба лидеров" о деятельности своей организации, "мы генерируем смыслы".

Как я понял из общения с участниками экспедиции, смысл быть причастным к "Клубу лидеров" заключается прежде всего в получении доступа к вершинам. За членство в клубе участники платят по 100 тыс. руб. в год, но встречи с первыми лицами государства проходят, бывает, даже не один, а несколько раз в год. Одна поездка в Антарктиду, например, уже увенчалась телемостом с президентом Путиным. Два года назад в путешествии участвовало всего 15 человек, теперь уже 100.

"От сумы да от тюрьмы, конечно, не зарекайся,— прояснил мотивы путешествия один из участников, пытаясь удержаться на ногах со стаканом в руках в баре на пятой палубе.— Две минуты разговора с президентом не панацея от силовиков, но вообще помогает, чиновники меня хотя бы слушают теперь".

Фото: Елена Бжахова/"Клуб лидеров", Коммерсантъ

"Клуб лидеров" — некоммерческое партнерство, созданное при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). Созданное в 2011 году, всенародную известность АСИ приобрело, когда в декабре 2014 года Владимир Путин сообщил в послании Федеральному собранию, что одним из приоритетов государственной политики станет "Национальная технологическая инициатива" — план развития новых ключевых рынков до 2035 года. Разработать этот план и должно было АСИ.

И агентство преуспело: к настоящему моменту подготовлено около десятка "дорожных карт", посвященных рынкам, которые возникнут в ближайшие 20 лет. Эти рынки разработчики окрестили нетами — прогнозируется, что каждый из них к 2035 году будет сопоставим по объему с нынешним рынком интернет-технологий. Например, AeroNet — строительство беспилотных летательных аппаратов, NeuroNet — нейротехнологии, FoodNet — новые методы производства пищевых продуктов и т. п.

На разработку "дорожных карт" выделяются суммы, которые большинство научных учреждений в России никогда не видели и вряд ли когда увидят. Например, только под одну из "дорожных карт" — SafeNet (технологии безопасности) — перечислят 10 млрд руб., в том числе половину из федерального бюджета. И это только на 2016-2018 годы.

Пингвины как люди

В Антарктиде нельзя ничего оставлять — по международным соглашениям, все привезенное необходимо забрать с собой

Фото: Елена Бжахова/, Коммерсантъ

Сойдя наконец с судна, я был несколько разочарован. Для начала, температурой. Где лютый холод, который я рассчитывал героически преодолевать? В Антарктике весна, а мы к тому же от Южного полюса еще очень далеко, на острове Кинг-Джордж, где расположена российская станция "Беллинсгаузен", всего ноль градусов, было бы чему цвести — расцвело бы, наверное... Из-за сильного ветра, который тут всегда, весенней эйфории, правда, не возникает.

Открывшийся вид тоже заставлял напоминать себе, что я в Антарктиде, а не где-нибудь в Архангельской области. "Беллинсгаузен", самая северная из пяти российских круглогодичных станций, представляет собой несколько построек 1960-х годов, на пригорке — небольшая деревянная церковь, у берега — полусгнившая баржа. Здесь же, в 100 метрах, чилийская станция, еще через несколько километров — китайская и уругвайская.

Фото: Елена Бжахова/"Клуб лидеров", Коммерсантъ

Тем же вечером гости со всех близлежащих станций прибыли на "Беллинсгаузен" тусоваться — чилийцы, понятно, пришли, а китайцы приехали на Mitsubishi, у которого вместо каждого колеса — гусеница. Позже были нанесены ответные визиты, в результате которых обнаружилось, что у китайцев станция куда уютнее и комфортабельнее нашей — спортзал, теплицы, шикарный камбуз, санчасть. А у чилийцев еще и сувенирная лавка имеется — ежегодно Антарктиду посещает более 40 тыс. туристов.

Мы погуляли вокруг станции, и все показалось нам несколько романтичнее. Рядом со станцией — лежбище сонных тюленей. На людей — ноль внимания. Если только подойти совсем близко, поднимут морды и предупредительно оскалятся, а едва отойдешь, снова погрузятся в дрему. Тут же из воды выскакивают и отряхиваются любопытные пингвины. И тоже нас абсолютно не боятся. И это не потому, что они привыкли к людям. Как выяснилось, на берегу тут вообще бояться не принято, для всех обитателей Антарктики источник питания, место охоты — океан, а на суше только отдых.

Во-первых, бизнес-климат: суров — не то слово. Во-вторых, живем вот, яйца несем, дом строим по камешку, а потом как налетят птицы-поморники — налоговая инспекция, прокуратура и прочие ребята, и давай отбирать наши яйца

Однако случается, что тюлени, не сумевшие отбить себе хотя бы одну-единственную самку, насилуют пингвинов. "В Антарктиде я понял, что мы, предприниматели, это пингвины",— задумчиво заметил один из прибывших, Вячеслав Фомин, владелец компании "Строймонолит". Я заинтересовался, в чем он нашел аналогию, и бизнесмен начал загибать пальцы: "Во-первых, бизнес-климат: суров — не то слово. Во-вторых, живем вот, яйца несем, дом строим по камешку, а потом как налетят птицы-поморники — налоговая инспекция, прокуратура и прочие ребята, и давай отбирать наши яйца. Или морские котики поналезут нас насиловать..."

Антарктиду в массы

Приближаться к обитателям Антарктики ближе пяти метров туристам запрещено международными правилами

Фото: Елена Бжахова/, Коммерсантъ

Долго грустить предпринимателям не позволил глава "Клуба лидеров" — президент Юниаструм-банка Артем Аветисян (он же директор направления "Новый бизнес" АСИ). До начала телемоста с Владимиром Путиным еще предстояло решить кучу вопросов. Прежде всего, набросать идеи популяризации антарктического континента среди россиян.

Гендиректор кинотеатра "Пионер" Мэри Назари заявила о возможности провести фестиваль фильмов об Антарктиде, тем более что в 2020 году будет 200 лет со дня ее открытия русской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева. Поступило также предложение учредить грант на полярные исследования для молодых ученых. Лично от себя многие пообещали по возвращении выступить в школе, куда ходят их дети, с рассказом об Антарктиде. И наконец, один из ближайших годов будет объявлен в России годом Антарктиды — эта идея уже получила одобрение у высшего руководства государства.

Когда требуется доставить в Антарктиду людей или грузы по воздуху, российские полярники пользуются услугами чилийцев или американцев — своих самолетов у россиян в Антарктиде нет

С пунктом программы "выработать конкретные предложения и механизмы поддержки" оказалось сложнее — что действительно нужно нашим полярникам, до встречи с ними никто толком не знал. А один из участников не знал и о том, что Антарктида — это материк, думал, что "просто много льда". Впрочем, многие слышали, что, когда требуется доставить в Антарктиду людей или грузы по воздуху, российские полярники пользуются услугами чилийцев или американцев — своих самолетов у россиян в Антарктиде нет. "Не вопрос, давайте купим им самолет",— было выдвинуто конкретное решение. "А кто купит-то? — не удержался корреспондент "Денег".— Государство?" "Ну почему же? — раздухарился хозяин агентства цифровой рекламы.— Мы сами скинемся. Лично я сотку (100 тыс. руб.— "Деньги") зашлю".

Единственное, с чем не возникло никаких проблем,— инновационные приборы и устройства для полярников. Хотя, как мне показалось, авторы этих проектов пока сами ищут поддержку у государства — если не инвестиций, то по крайней мере одобрения.

Основатель ООО "Хомексфарм" Алексей Мартынов продемонстрировал участникам саммита опытное устройство, напоминающее наручные часы с ультрафиолетовыми лампочками. Теоретически это "личное солнце" полярной ночью должно компенсировать организму недостаток солнечного света. Кроме того, компания Мартынова готова наладить производство кровоостанавливающих губок, которые обеспечивают сворачиваемость крови при низких температурах, а также прибора для дистанционной диагностики заболеваний.

Фото: Елена Бжахова/"Клуб лидеров", Коммерсантъ

Владелец компании "Волгабас" Алексей Бакулин хочет заместить нашим полярникам немецкие вездеходы — запустить на своих мощностях серийное производство отечественных "снежных автобусов".

Зонды, антенны-ретрансляторы и прочая аппаратура вне полярных станций работают на автономных источниках питания. Идеально, если это будут не требующие замены аккумуляторы, а ветряные генераторы — благо в ветре тут недостатка нет. Владелец ОАО "Исток" Георгий Четверкин хотел бы производить для наших полярников такие источники электроэнергии, способные работать в экстремальных условиях.

Все эти проекты и должны были быть представлены президенту во время телемоста — участники экспедиции долго и хлопотно выбирали их путем голосования во время многочасовых "сессий".

Улыбаемся и машем

На самом деле, сообщил мне один из участников саммита, голосование было устроено, скорее, для развлечения — почти все "выбранные" проекты были утверждены при участии уполномоченных чиновников еще в Москве. На месте, таким образом, нужно было только провести телемост.

На снегу разбили огромную оранжевую палатку с логотипом "Клуба лидеров". Если бы случилась метель, телемост переместился бы туда — но метели не было, и телемост решили наводить под открытым небом. Первую репетицию организовали днем накануне. Всех участников выстроили перед палаткой и оператор "России 24" начал снимать. "Тот, кто завтра участвовать не будет, не становитесь. Вставшие, запомните свои места — завтра вам надо будет встать точно так же",— поясняли организаторы.

По московскому времени телемост проходил в 12:00, по- нашему, по аргентинскому, это шесть утра. Подъем в 4:00, но в ночь перед встречей с Путиным почему-то мало кто спал.

Фото: Елена Бжахова/"Клуб лидеров", Коммерсантъ

Согласно диспозиции, предприниматели выстроились перед камерой и огромным телевизором. На экране появилось кресло, следом — мужчина в галстуке: служба протокола. "Так, сейчас все, что будете говорить, расскажите мне",— отдал он команду. "Уважаемый Владимир Владимирович..." — преодолев мандраж, начали обращаться участники к человеку в телевизоре. А потом торжественно попрощались — помахали руками.

Сам я стоял за телевизором, и то, что на экране появился Путин, я понял по напрягшимся и просветлевшим лицам участников телемоста. "Уважаемый Владимир Владимирович..." — затянули они заново. Впрочем, участники тоже вряд ли смогли разглядеть президента — пошел мокрый снег, и экран телевизора должен был покрыться каплями. Да и стоял аппарат в 10 метрах от шеренги. Зато голос главы государства был слышен очень хорошо: проекты получили одобрение, а самим участникам пожелали благополучного возвращения.

Цель была достигнута. Сухой закон, введенный на судне до телемоста, был отменен, а вся запланированная на дальнейшие дни деловая программа отложена до следующего саммита.

Вся лента