«Невежество превратило человека в проблему»

Рон Ховард экранизировал уже третий роман Дэна Брауна. С режиссером беседовала Татьяна Розенштайн

В российский прокат вышел фильм "Инферно" Рона Ховарда. "Огонек" побеседовал с режиссером о связи между просвещением и успехом

Фото: Neil Hall, Reuters

После экранизаций популярных романов Дэна Брауна "Код да Винчи" и "Ангелы и демоны" съемочная группа во главе с режиссером Роном Ховардом взялась за следующее произведение писателя — "Инферно". Профессор Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) должен расшифровать символику шедевра Данте Алигьери "Божественная комедия", а именно его части "Инферно", то есть "Ада", чтобы предотвратить гибель человечества.

— Откуда такая популярность у профессора Роберта Лэнгдона — это в наше-то время супергероев и волшебников?

— В Лэнгдоне мне нравится его интеллект. Я вполне разделяю его любовь к истории, но, к сожалению, не могу конкурировать с его IQ. В какой-то степени он герой более жизненный и реальный. Он не из тех, кто по каждому поводу хватается за пистолет или пускается в драку. А ведь большинство из нас, так же как и профессор Лэнгдон, решает свои проблемы при помощи разума и логики. Поэтому и книги Дэна Брауна популярны — с таким персонажем зрителю гораздо легче себя идентифицировать, чем с горой мышц...

Что изменилось в "Инферно" по сравнению с предыдущими картинами этой серии?

— Каждый из трех романов требует своего подхода в экранизации. "Код да Винчи" — это классический Голливуд, в то время как "Ангелы и демоны" скорее сделаны в жанре экшен. "Инферно" подходит под определение "психологический триллер". Героя Хэнкса в предыдущих картинах всегда спасала его память. В нынешней ленте профессор ищет кодировки, практически потеряв память. Поэтому часто он просто беспомощен. В экранизации мы пытались как можно точнее придерживаться оригинала Дэна Брауна, но нам пришлось внести некоторые изменения. Ведь если снимать точно по книге, фильм будет длиться 20 часов. И потом Браун не всегда верен действительности в своих описаниях. Например, он пишет, что потолок во флорентийском Палаццо-Веккьо в зале 500 — это холст-обманка в стиле тромплей. И когда во время погони один из героев падает с крыши вниз, такой потолок вполне реально проломить. На самом деле зал 500 имеет кессонированные деревянные балки, которые пробить невозможно. Мы часто стояли перед дилеммой: то, что прекрасно работает в романе, совершенно не работает в кино. Например, было ясно, что книжный финал мы взять не можем — он недостаточно визуален.

— Книги Брауна вызывают яростные дискуссии. Понятно, что его книги относятся к жанру "популярной истории", которую нельзя воспринимать серьезно...

— Споры — не самая плохая реакция на книгу или фильм. Если человек читает "Код да Винчи" и возмущается по поводу смелых религиозных предположений, ему следует задать себе два вопроса. Во-первых, не стоит ли переосмыслить некоторые древние постулаты с учетом современности? А также: если книги, созданные для развлечения, способны вызывать у верующего нешуточное ожесточение, все ли в порядке с его верой?..

— "Божественная комедия" была написана Данте в начале XIV века. Что интересного в этом сюжете может найти наш современник, если он не историк и не филолог?

— Не надо быть ученым, чтобы понять, что, когда человека заставляют страдать, он способен создать ад на Земле, а заодно и отправить туда насоливших ему сограждан. То же произошло и с Данте. Его изгнали из родной Флоренции, разлучили с любимой Беатриче... С его времен люди мало изменились: основная масса до сегодняшнего дня так и осталась жить в невежестве и неспособности к сопереживанию. Мы создали общество, в котором мало места для любви. Все вращается у нас вокруг денег.

\Рон Ховард, режиссер
Читателю Дэна Брауна приятно, что действие его романов происходит в самых красивых городах мира. Но снимать в таких городах — сущий ад

— Что может служить метафорой ада лично для вас?

— Картины ада, созданные Данте,— словно толковый словарь, который читаешь и ценишь не только в политическом, культурном, но и философском аспекте. Конечно, мое представление об аде очень личное... Скажу лишь, что после многократного прочтения "Божественной комедии" я для себя уяснил, что ад для меня начнется в тот момент, когда я перестану ценить каждую минуту своей жизни. Конечно, я всего лишь предлагаю зрительское шоу, развлечение. Иногда оно хорошо для того, чтобы посмеяться, в другой раз благодаря ему можно и чему-нибудь научиться. Есть среди моих работ и такие "шоу", в которых имеется микс развлечения и смысла. Такие работы должны вызреть, для них нужно набраться опыта, вырасти как личность. Но вот ради таких фильмов я и продолжаю работать. А без них моя жизнь была бы адом.

— Такое кино, как ваше, способно служить просвещению? Можно ли с его помощью объяснить — как жить вместе и по возможности правильно?..

— По статистике, за последние 80 лет население Земли увеличилось в три раза. Мне кажется, что даже, если просто обратить на это внимание зрителя, пусть и в мистическом аспекте, как это делаем мы в "Инферно", это уже шаг в нужном направлении. Но, пожалуй, главное — людей нужно интенсивно просвещать. Мне кажется, что все в мире взаимосвязано, каждое наше движение имеет смысл. Все мы являемся частицами одного единого организма. И все равно из-за нашей невежественности и глупости мы превратились в болезнь, угрозу для нашей планеты. Наши действия связаны с обогащением. Но природа не работает по этим механизмам, поэтому мы постоянно оказываемся в кризисе. Пока наш мир вращается вокруг денег, нет надежды на решение многих проблем. Многие из них вызывают у меня глубокое волнение, но я лишь единственный голос, маленький человек, бродящий в темноте. Лэнгдон и Зобрист — два других, с двумя совершенно разными позициями и решениями этой проблемы.

— Снимать фильм на улицах самых известных городов мира — это, наверное, приятно?.. Или, напротив, нелегко — если учесть, какие трюки вы там делаете?

— Действительно, Дэн Браун выбрал для своих книг самые красивые и известные города мира — Лондон, Рим, Париж, Флоренцию. Для читателей все эти места легендарны, и кинокамера просто не может взять неправильный ракурс среди сплошной красоты. Но снимать в таких городах — сущий ад. Большие сложности с получением разрешения на съемки, даже если городские власти, как во Флоренции, оказывают нам поддержку. В Париже съемки "Кода да Винчи" тоже прошли замечательно. А вот в Лондоне нам запретили даже переступать порог Вестминстерского аббатства. На съемку в таких местах обычно выделяют максимум 3-4 часа. И за это время нам нужно отснять материал, на который обычно уходит целый день. Дорога каждая минута, нервы у всех на пределе. Том Хэнкс однажды буквально спас всех нас. Мы снимали в Риме перед Пантеоном. К нам уже направили людей из городской администрации — сказать, чтобы мы сворачивали аппаратуру, потому что вскоре здесь начнется свадьба. Мы не успевали, молодожены прибыли на место раньше положенного времени. Том моментально оценил ситуацию и прошептал мне на ходу: "Еще три кадра, давай, мы успеем. Я их отвлеку". Он направился к гостям, долго общался с невестой, делал фотографии. А в перерывах он еще умудрялся играть свою роль. Вот такие моменты запоминаются навсегда.

Беседовала Татьяна Розенштайн, Флоренция


Визитная карточка

Фильм кода

Режиссер Рон Ховард родился в 1954 году. Автор изысканных "Игр разума" (2001) известен в России прежде всего как создатель теперь уже трилогии по мотивам романов Дэна Брауна. Первым фильмом был "Код да Винчи" (2006), а затем — "Ангелы и демоны" (2009). Ни главный герой, ни основная фабула с тех пор не менялись: Том Хэнкс в роли профессора Роберта Лэнгдона, который расшифровывает что-то тщательно зашифрованное и затем спасает мир. Все фильмы после выхода сталкиваются с противодействием церковных кругов и консервативной общественности; в некоторых странах показ этих картин запрещен. И каждый раз фильмы бьют кассовые рекорды: например, первый собрал за три дня за пределами США 147 млн долларов.


Вся лента