Это всего лишь Гаспар Ульель!

Актер о природной скромности и ролях без слов

Известный актер и лицо модного дома Chanel сыграл главную роль в новом фильме молодого канадского режиссера Ксавье Долана "Это всего лишь конец света". В российский прокат картина вышла 20 октября.

С Гаспаром Ульелем я впервые встретилась два года назад, когда он сыграл дизайнера Ива Сен-Лорана в картине Бертрана Бонелло "Стиль — это я". Ульель, сам сын стилиста и дизайнера, тогда признался, что в детстве ему нравилось кривляться и развлекать ребятишек во дворе. Актером стать не мечтал и увлекся рисованием. К слову, эскизы костюмов Сен-Лорана в фильме — рисунки самого Ульеля. К нашей второй встрече актер возмужал, обзавелся потомством (его малышу три месяца) и сыграл драматическую роль умирающего писателя в фильме "Это всего лишь конец света" юного вундеркинда из Канады Ксавье Долана. Однако что-то осталось в нем от прежнего Ульеля — застенчивость и мечтательность.

Новый фильм Долана о том, как молодой и привлекательный писатель возвращается после долгого отсутствия домой, чтобы сообщить семье, что он смертельно болен. Он делает попытку донести эту мысль до родных, однако наталкивается на непонимание, иногда даже враждебность с их стороны. Ульель, роль которого крайне немногословна, создает образ в основном с помощью жестов, взглядов, мимики.

Мне нужны роли, которые могут завести меня в дебри, в тупик, поставить на грань возможного

— Приятно быть любимым и известным?

— Что вы, известен я только во Франции. В Америке меня на улице не узнают.

— Разве не в Америке вы снимали рекламный ролик для аромата Bleu de Chanel?

— Первый ролик я снимал с Мартином Скорсезе в Нью-Йорке. И меня узнавали лишь французы. Над вторым роликом, который вышел в прошлом году, я работал с Джеймсом Греем в Лос-Анджелесе. Тогда я действительно заметил, что на меня чаще обращают внимание. Наверное, этим я обязан Иву Сен-Лорану, а может быть, и тому, что два года назад я подменил Энтони Хопкинса в "Ганнибале".

— Что вы думаете о моде? Нравится ли вам стиль Ива Сен-Лорана?

— Мне нравятся его идеи, скажем, опровергнуть женскую фригидность, подчеркнуть индивидуальность, создать удобную одежду на каждый день. Сен-Лоран был сложным человеком, ребенком и дьяволом одновременно, его можно долго обсуждать. Вне всяких сомнений, этот человек был настоящим гением, влюбленным в творческий процесс создания одежды, которая, как и любое произведение искусства, изготовлялась вручную. Сам же я не слежу за трендами в моде, предпочитаю классический стиль и удобство.

— Разве настоящий житель Парижа может быть равнодушен к моде?

— Настоящий житель Парижа — это зачастую тип постоянно мрачный, высокомерный и не видящий дальше собственного носа...

— Разве это про вас?

— Нет. Но у меня тоже есть вредные столичные привычки. Например, я живу во втором округе и редко перехожу на другой берег Сены. Лишь когда мне очень хочется прогуляться в Сен-Жермене.

— Ксавье Долан снял вас в роли, где почти нет слов...

— Не поверите, но в его сценарии были не только диалоги, но и подробные описания чувств, мимики, жестов и взглядов. Когда я был моложе, мне всегда казалось, что режиссер должен меня вести. Может, это особенность возраста? Ксавье ведь всего 27 лет. Однако с тех пор я заметно повзрослел. Когда работаю над фильмом, то создаю собственный, тайный образ персонажа, которым ни с кем не делюсь. Пока идут съемки, я пытаюсь увязать свое видение героя с режиссерским, но мое мне важнее для более естественного перевоплощения. Режиссер как скульптор, которому нужно осторожно откалывать кусочки от цельного куска мрамора, ну и немного его отшлифовать. Хотя Ксавье не скульптор, он скорее хирург — работает слишком точно. В процессе съемок он практически не отключает камеру и все время предлагает пробовать еще и еще. Его фильм, на мой взгляд, создается в монтажной.

— Многие ваши герои — Манек, Ив Сен-Лоран, Луи — выглядят застенчивыми, вот как вы. А еще все они мало говорят.

— Часто люди мало говорят, потому что другие не дают им высказаться. И те, другие, делают это специально, потому что не желают ничего знать. Например, мой герой Луи — писатель, мастер слова. Он прекрасно владеет речью, но не хочет ею пользоваться, потому что понимает: зачем навязывать себя, если другие не хотят слушать.

— Почему вы согласились на эту роль?

— До этого проекта я не планировал работать с Доланом. Сначала ничего о нем не знал, а когда впервые встретил, он выглядел совсем ребенком. Но когда узнаешь, что вместе с тобой в картине снимаются Марион Котийяр, Леа Сейду, Натали Бай, Венсан Кассель, как можно долго раздумывать? Ты просто говоришь "да"! Сейчас с уверенностью могу сказать, что Долан гений и все, что о нем говорят и пишут, чистая правда. Но он также режиссер полутонов, которые нужно понять и прочувствовать.

— У вас есть любимая сцена в картине?

— Да, когда мой герой остается наедине со своей матерью. Я очень тронут их диалогом, их взаимопониманием. Может быть, потому, что у меня тоже очень близкие отношения с матерью. Так часто бывает, когда ты единственный ребенок в семье. Кстати, и Ксавье Долан один у своей матери. И это всегда нелегко — быть единственным ребенком у чрезмерно любящей тебя мамы. Кроме того, тебе приходится в одиночку противостоять обоим родителям. Не подумайте, что я сравниваю свою мать с той, которую сыграла Натали Бай. Они совершенно разные. Однако актер всегда черпает вдохновение из своей собственной жизни, вот и я подпитываюсь реальностью, чтобы сыграть своих героев.

— Вас редко увидишь в блокбастерах. Не вдохновляют?

— Мне неинтересны коммерческие картины. Мне кажется, для этих фильмов не нужен интеллект... Свою карьеру я вижу иначе: мне нужны роли, которые могут завести меня в дебри, в тупик, поставить на грань возможного, позволят раскрыть во мне новые черты. Мне нравится, что через свои роли я познаю себя.

— Тогда надеемся скоро увидеть вас в комедии. Кажется, в этом жанре вы себя еще не проявили?

— Вы правы. Было бы очень интересно попробовать себя в комедии. Не знаю, правда, получится ли у меня. Наверное, это должна быть какая-нибудь абсурдная комедия, потому что иногда я бываю очень неуклюж, чем всех вокруг смешу. Чем сложнее герой, тем лучше. Мне нравятся сложные персонажи, над ними интереснее работать.

Беседовала Татьяна Розенштайн

Вся лента