Из дела Mercedes вышла ФСО

Подозрительные закупки лимузинов вместо военного суда рассмотрит гражданский

Как стало известно "Ъ", СКР повторно завершил расследование скандального уголовного дела о мошенничестве при закупках в середине 2000-х годов автомобилей Mercedes для МВД и ФСО. При этом в случае утверждения Генпрокуратурой обвинительного заключения слушаться оно будет уже не в военном суде, откуда его вернули надзору для устранения нарушений УПК, а в суде общей юрисдикции. Произошло это потому, что фигурировавший в нем офицер Михаил Костылев, отвечавший в ФСО за закупки иномарок, согласился на прекращение своего уголовного преследования по не реабилитирующим его основаниям.

Фото: Александр Кряжев, Коммерсантъ

Повторно расследовать громкое уголовное дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при закупках МВД и ФСО в середине 2000-х годов автомобилей Mercedes СКР пришлось после того, как в июле прошлого года 94-й гарнизонный военный суд вернул его в Генпрокуратуру для устранения недостатков. Основной был связан с тем, что следствие не ознакомило с результатами расследования потерпевшую сторону — концерн Daimler AG. При этом последний таковым признавать себя отказывается, поскольку ранее в американском суде уже признал, что давал взятки чиновникам в 22 странах, в том числе и в России.

В ходе дополнительного расследования, проведенного СКР, немецкий автогигант согласился лишь с тем, что нанятые им адвокаты из бюро "Падва и партнеры" ознакомятся с материалами предварительного следствия, что те и сделали. В том, что кто-то будет представлять интересы Daimler AG в ходе слушаний дела по существу в российском суде, по-прежнему есть большие сомнения. В свою очередь, обвиняемых в сроках ознакомления с 120 томами дела ограничил Басманный райсуд.

В решении еще одной проблемы, которую предстояло устранить следствию, помог один из обвиняемых — отвечавший в ФСО за закупку Mercedes офицер Михаил Костылев. Из-за того, что он являлся военнослужащим, 94-й гарнизонный суд посчитал необходимым выделить дело его троих гражданских соучастников — отвечавшего в МВД за закупки автомобилей Виталия Батурина, посредника Михаила Будынина и бывшего менеджера по ключевым клиентам ЗАО "Мерседес-Бенц Рус" (дочернее предприятие Daimler AG) Екатерины Приемской, которую следствие считает организатором мошенничества,— в отдельное производство. В итоге господин Костылев согласился на прекращение уголовного преследования по не реабилитирующим его основаниям в связи с истечением десятилетнего срока давности. Теперь это уголовное дело в случае утверждения Генпрокуратурой обвинительного заключения будет направлено в один из судов общей юрисдикции.

Основанием для его расследования стали переданные в 2010 году властями США в Генпрокуратуру почти 150 тыс. страниц материалов о даче взяток представителями Daimler российским чиновникам. Однако доказать через столько лет факт того, что российские чиновники и силовики получали мзду за заключение контрактов на покупку Mercedes-Benz, оказалось сложно. В итоге дело возбудили по факту мошенничества. Как посчитали в СКР, силовики вводили представителей немецкого автоконцерна в заблуждение относительно своих возможностей при заключении контрактов на покупку иномарок.

В период с 2000 по 2007 год компания "Мерседес-Бенц Рус" заключила несколько коррупционных сделок на поставку своей продукции в гаражи МВД и ФСО. Все договоры оформлялись через комиссионные соглашения с посредниками. Конечными получателями денег, как полагает следствие, могли выступать Виталий Батурин и Михаил Костылев. По некоторым данным, на счета аффилированных с сотрудниками МВД и ФСО офшорных фирм в латышских Multibank и Ogres kommercbanka поступило более €1 млн.

По данным "Ъ", представители обвиняемых в случае направления дела в суд, как и в первый раз, намерены ходатайствовать о его прекращении. По их мнению, интересы Российской Федерации в этом деле нарушены не были, а запроса об оказании правовой помощи из Германии не поступало. За нанесенный Daimler ущерб, как отмечают собеседники "Ъ", следствие и вовсе приняло суммы комиссионных вознаграждений. Однако допрошенные в качестве свидетелей топ-менеджеры DaimlerChrysler AG и его российской "дочки" "Даймлеркрайслер Автомобили Рус" все как один утверждали, что их организациям никакого ущерба нанесено не было, а комиссионные вознаграждения выплачивались из полученной прибыли.

Олег Рубникович

Вся лента