Железнодорожники встают на асфальт

ФПК выходит на рынок автобусных перевозок

Федеральная пассажирская компания (ФПК) ОАО РЖД в рамках новой стратегии развития намерена выйти на рынок автобусных перевозок и стать оператором высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва--Казань. Вкупе с другими проектами к 2030 году это должно дать ей существенный рост объема перевозок — на 26%, тогда как при нынешней модели бизнеса ожидается спад в 37%. Но для роста нужны льготы: так, стратегия ФПК предполагает, что нулевой НДС на перевозки в поездах дальнего следования сохранят до 2030 года.

Актуализированная стратегия развития ФПК, управляющей перевозками в дальнем следовании, предполагает, что при сохранении текущих рыночных тенденций объем перевозок компании будет планомерно падать и сократится к 2030 году на 36,7% от уровня 2016 года — до 56 млрд пассажирокилометров. Доля компании на рынке пассажирских перевозок упадет на 47,4%, до 19,3%, сообщается в презентации по стратегии ("Ъ" ознакомился с ее содержанием). Причинами названы — тенденция к росту внутренних авиаперевозок и обеспеченность населения личным автотранспортом, следует из приведенных цифр.

Но ФПК рассчитывает увеличить объем перевозок к 2030 году, до 111,9 млрд пассажирокилометров, но для этого нужен ряд льгот. И в базовом, и в оптимистическом сценарии развития ФПК заложено сохранение нулевой ставки НДС на перевозки в дальнем следовании в 2017-2030 годах. О планах обнуления НДС на 2017 год на прошлой неделе объявил Дмитрий Медведев, добавив, что обсуждается и фиксация обнуления на долгосрочный период. Каков этот период, сказано не было, но эксперты говорили "Ъ", что целесообразно говорить о трех-пяти годах (см. "Ъ" от 14 сентября).

Помимо льготного налогообложения, ФПК рассчитывает на диверсификацию бизнеса. В 2018 году она планирует выйти на рынок автобусных перевозок, выступая в качестве управляющей компании для франшизы ОАО РЖД. По оценке ФПК, это принесет ей более 230 млн руб. доходов в год. У ОАО РЖД ранее было иное видение конкуренции с автотранспортом: еще в 2015 году на уровне Минтранса обсуждалось объединение в рамках пригородных пассажирских компаний (ППК, СП ОАО РЖД с регионами, занимающиеся пригородными перевозками) железнодорожного сообщения и автобусных маршрутов. Но, говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией, обсуждение этой концепции в последнее время замерло.

Также ФПК собирается заняться высокоскоростными перевозками, рассчитывая на статус оператора ВСМ Москва--Казань. Это положение она планирует занять в 2021 году после реализации первого этапа ВСМ и в 2026 — для второго этапа. Это приведет к увеличению объемов перевозок на 20%, следует из презентации. Все это вкупе с рядом стратегических проектов должно обеспечить компании как целевой рост пассажиропотока, так и сокращение к 2030 году на 74% потребности в субсидиях относительно 2015 года. В 2015 году, по отчету ФПК, она получила 27,27 млрд руб. из федерального бюджета.

В ФПК комментариев не дали. В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что стратегия ФПК должна быть готова к концу декабря, после чего ее рассмотрит совет директоров монополии.

ФПК правильно выделила ключевые тенденции, говорит глава "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров, поясняя, что развитие авиакомпаний-лоукостеров и улучшение транспортной доступности аэропортов в сочетании с реализацией крупных проектов к чемпионату мира по футболу-2018 снижают конкурентоспособность железной дороги. Хорошо, что ФПК понимает, что точки роста лежат за пределами ее традиционного бизнеса, замечает он, но ее готовность к эффективному их использованию под большим вопросом, так как обозначенные возможности не вполне сопрягаются с ее компетенциями. Так, участие в оперировании ВСМ будет зависеть от того, как будет структурировано концессионное соглашение, и ФПК, по мнению господина Бурмистрова, сможет претендовать максимум на то, чтобы быть одним из учредителей УК. Для продвижения в сегмент автобусных перевозок ОАО РЖД необходимо четко определить, будет ли ФПК конкурировать с ППК либо будет принято решение о передаче ФПК ряда активов пригородных компаний или создании СП между ФПК и некоторыми ППК на рынках ключевых регионов.

Наталья Скорлыгина

Вся лента