10 фильмов кинофестиваля в Венеции

Выбор Михаила Трофименкова

31 августа в 73-й раз открывается старейший в мире Венецианский кинофестиваль, пользующийся репутацией самого эстетского кинофорума. Михаил Трофименков выбрал десять фильмов основной программы, заслуживающих пристального интереса


Женщина, которая ушла Лав Диас

Любимец фестивалей Диас — второй в истории филиппинский режиссер (после "филиппинского Фассбиндера" 1970-1980-х годов Лино Брока), вырвавшийся на мировой уровень. Но гений он или безумный графоман, нуждающийся в редакторской диктатуре, однозначно сказать невозможно. Сюжет его нового фильма неизвестен, но можно предположить, что Диас, считающий себя, судя по интервью, хранителем памяти, если не совестью, своей родины, вновь обратился к трагическим страницам ее истории. В фильме "От предшествующего" речь шла о терроре военной диктатуры в 1970-х, в "Колыбельной печальной тайны" — о национально-освободительной войне 1890-х. Единственное, что известно про новую "мистерию" Диаса,— то, что, по его меркам, это почти короткометражка: всего-то 3 часа 46 минут. "Эволюция филиппинской семьи", например, длилась около 11 часов, "Легенда принцессы-ящерицы" — 9 часов, "От предшествующего" — 5 часов 38 минут, а "Колыбельная" — 8 с половиной.


Джекки Пабло Лорейн

При правительстве Сальвадора Альенде чилийское кино было едва ли не самым удивительным и динамичным в мире. Генерал Пиночет в буквальном смысле слова уничтожил его: от этого удара чилийская культура так и не оправилась. 40-летний Лорейн — единственный, кто спасает его честь. Он прославился блестящей и гротескной трилогией о пиночетовской диктатуре: "Тони Манеро", "Вскрытие" и "Нет". А теперь неожиданно обратился к истории США: его новый фильм рассказывает о жизни Жаклин Кеннеди (Натали Портман) сразу после убийства ее мужа-президента.


Знаменитый горожанин Гастон Дюпар, Мариано Кон

Режиссерский дуэт Дюпара и Кона более или менее успешно поддерживает репутацию Аргентины как родины Борхеса и Кортасара, страны парадоксов и притч. На сей раз они обратились к вечному киносюжету, пусть вполне предсказуемому, но породившему немало отменных фильмов: от "Провидения" Алена Рене до "Бартона Финка" братьев Коэн. Речь идет о влиянии литературной фантазии на жизнь фантазеров. Заглавный герой — лауреат Нобелевской премии по литературе, на свою голову решивший посетить родной городок, жизни обитателей которого он неосторожно использовал как сырье для своих сочинений.


По млечному пути Эмир Кустурица

Честно говоря, в возвращение Кустурицы в "большое кино" мало кто верил. Последний его игровой фильм — катастрофическая православная фантасмагория "Завет" — датируется 2007 годом. С тех пор балканский буйный гений снял лишь документальный фильм о Марадоне. Аннотация гласит, что фильм повествует о войне и любви, что, собственно говоря, не новость: Кустурица всю жизнь только об этом и снимал. Скорее всего, подлинный сюжет фильма — встреча двух незаурядных темпераментов: самого Кустурицы и Моники Беллуччи, сыгравшей главную роль.


По соображениям совести Мел Гибсон

Пятая режиссерская работа "безумного Макса" будет показана в Венеции вне конкурса, но, несомненно, станет событием. Гибсон, оказавшийся в своих псевдоисторических видениях ("Страсти Христовы", "Апокалипсис") гораздо более бескомпромиссным режиссером, чем большинство патентованных авторов, в общем-то, снимает не ради славы: он упорно объясняет человечеству свое видение мира. Его новый фильм посвящен реальному герою — Десмонду Доссу. Этот адвентист седьмого дня считается первым в истории Америки отказником от военной службы по моральным соображениям. Досса могли бы посадить, но решили определить в медсанбат. Во время битвы за Окинаву он покрыл себя славой: спас 75 раненых из самого пекла боя, получил несколько ранений. Памятуя о предыдущих фильмах Гибсона, можно предположить, что "По соображениям совести" слабонервным смотреть не стоит.


Под покровом ночи Том Форд

Второй фильм известного дизайнера одежды, дебютировавшего в режиссуре в 2009 году гомосексуальной драмой "Одинокий мужчина" по роману Кристофера Ишервуда. Как и авторы "Знаменитого горожанина", Форд играет на грани между литературой и жизнью. Героиня, хозяйка арт-галереи, с нарастающей тревогой читает жестокий триллер, вышедший из-под пера ее бывшего мужа. В его тексте женщине видится и символическая месть автора, и завуалированная угроза ее жизни.


Прекрасные дни в Аранхуэсе Вим Вендерс

Да, конечно, Вендерс давно уже не тот: с начала 1990-х в его опусах все труднее узнать автора "Ложного движения" и "Парижа, Техаса". В лучшем случае они вызывают чувство неловкости за былого Вендерса. Тем не менее уже то, что он находится в постоянном поиске, доказывает его собственную неудовлетворенность собой и заслуживает уважения. В работе над этим фильмом он воссоединился с живым классиком европейской литературы, колючим и неудобным (он, в частности, навещал в тюрьме Слободана Милошевича) австрийцем Петером Хандке. Сценарист шедевров Вендерса "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" и "Небо над Берлином" в новом фильме выступает в двойной роли автора сценария и исполнителя роли садовника. В саду, который окучивает Хандке, сидят и делятся детскими воспоминаниями и сексуальным опытом мужчина и женщина. Компанию им, помимо садовника, составляет лишь Ник Кейв в роли Ника Кейва.


Путешествие во времени Терренс Малик

Несколько десятилетий Малик ходил в гениях "долгостроя". Выстрелив двумя ошеломительными шедеврами жестокого пантеизма ("Пустоши", "Дни жатвы"), следующего своего фильма он заставил публику ждать ровно 20 лет. А потом взял да и похоронил свою репутацию, снимая все чаще и чаще, все больше и больше запутываясь в собственной философии. Документальное "Путешествие во времени" должно, очевидно, эту философию подытожить. Закадровые голоса Брэда Питта и Кейт Бланшетт расскажут историю рождения и гибели (?) нашей Вселенной. Интригует то, что этот философский научпоп уже заработал в США ограничение по возрасту до 13 лет.


Рай Андрей Кончаловский

Кончаловский участвует в венецианском конкурсе в пятый раз за полвека: именно в Венеции получил мировое "крещение" его дебют "Первый учитель" 1965 года. Известно, что действие "Рая" разыгрывается во Франции, оккупированной нацистами. В фильме три главных героя: аристократическая белоэмигрантка, участвующая в Сопротивлении (Юлия Высоцкая), француз-коллаборационист (Филипп Дюкен) и немец-нацист (Кристиан Клаус). Режиссер, безусловно, рискует получить у влиятельной французской критики неоднозначный прием: французы чрезвычайно дорожат своим коллаборационистским прошлым и не готовы уступать его чужакам.


Франц Франсуа Озон

Режиссер столь же талантливый, сколь торопливый, столь же мятежный, сколь и конформистский, впервые обратился к теме Второй мировой войны. Немецкая девушка, оплакивающая жениха, погибшего во Франции, замечает загадочного француза, возлагающего цветы на могилу ее суженого. Зная Озона, можно смело предположить, что немца и француза связывало отнюдь не совместное чтение Гейне и Бодлера и не участие в Сопротивлении. Впрочем, когда речь идет об Озоне, уверенным нельзя быть ни в чем, включая пол персонажей.


Вся лента