Свистать всех на реки

На водные пути скинутся энергетика и автотранспорт

Правительство признало, что проинвестировать развитие внутренних водных путей мелеющий бюджет не сможет. Минтранс предложил, чтобы за углубление рек и ремонт шлюзов заплатили владельцы большегрузных фур за счет повышения акциза на дизтопливо или платежей в системе "Платон". Также есть идея переложить бремя инвестиций в водные пути на владельцев ГЭС. Владельцы судов к идее отнеслись положительно, но энергетики и автоперевозчики ожидаемо ее раскритиковали. Впрочем, и в правительстве пока нет однозначной поддержки идей Минтранса.

Фото: Андрей Шапран, Коммерсантъ

Вчера на заседании президиума Госсовета по развитию внутренних водных путей министр транспорта Максим Соколов предложил решить проблемы инфраструктуры за счет других отраслей — энергетиков и транспорта. По данным доклада Минтранса, ежегодная потребность в финансировании речных путей составляет 21,6 млрд руб., дефицит — 7,4 млрд руб. По плану к 2018 году нужно перейти на полное финансирование инфраструктуры из бюджета и других источников. Минтранс этими источниками видит дополнительный акциз на дизтопливо, используемое "преимущественно большегрузными коммерческими автомобилями", при этом рост его стоимости не превысит 1%. Кроме того, глава Минтранса не исключил, что средства на водные пути могут быть вписаны в повышение тарифов системы "Платон" (взимания платы с 12-тонных фур). Такой тариф предлагается вводить в навигацию (с апреля по ноябрь) на магистралях, совпадающих по направлениям с водными путями. Также в этот сезон, полагает министр, было бы целесообразно не давать скидки массовым и тяжеловесным грузам на железной дороге.

Глава Минтранса также добавил, что выход на полноценное финансирование внутренних водных путей приведет к созданию новых гидротехнических сооружений, что повысит пропускную способность.

Затем, по его словам, можно будет установить сбор с судоходных компаний за пользование такими объектами. Также в Минтрансе считают возможным ввести платежи на внутренние водные путей с энергии, выработанной на ГЭС, что может компенсировать их негативное воздействие на судоходство.

"Река — это та же дорога,— говорит президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.— Но задача в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие всех видов транспорта". Дорожный фонд, приводит пример господин Клявин, доказал свою эффективность. Но в отраслях к идеям Минтранса отнеслись критически. Директор по операциям FM Logistic Александр Павлов отмечает, что не совсем ясна связь между развитием речного транспорта и повышением акцизов. Дизтопливом пользуются не только коммерческие автомобили, говорит он, а по реке можно снабдить ограниченный круг получателей. По данным "Автостата", в первом полугодии продажи легковых машин с дизельными двигателями составили 42,2 тыс. штук (7,4% от рынка), доля грузовиков на дизтопливе, по оценкам экспертов "Ъ", занимает более 90% в сегменте. Глава логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин уверен, что большегрузный транспорт и так несет большую финансовую нагрузку — плата за проезд по федеральным трассам, тахографы, платные участки и т. д. Рост акциза отразится и на средне- и малотоннажном транспорте, считает эксперт, это может привести к закрытию части компаний, которые работают с минимальной рентабельностью. По мнению Михаила Турукалова из "Аналитики товарных рынков", идея увеличить акциз на дизтопливо для одной категории потребителей столкнется с проблемой администрирования.

В "РусГидро" инициативу Минтранса не комментируют. В "Евросибэнерго" сообщили, что еще не знакомы с предложением и "будут его изучать". Там подчеркнули, что ГЭС уже оказывают услуги водному транспорту, регулируя уровень рек для навигации, "и эти услуги также должны оплачиваться". В компании заметили, что ГЭС платят водный налог: его ставка в течение десяти лет будет увеличиваться на 15% в год, то есть к 2025 году вырастет почти в пять раз. По данным "Ъ", Минэнерго в начале августа уже дало отрицательный ответ на идею Минтранса, в частности, так как эта мера может привести к росту тарифной нагрузки для населения.

Вице-премьер Аркадий Дворкович на заседании Госсовета отметил, что правительству не хотелось бы увеличивать финансовую нагрузку, поэтому "действовать нужно аккуратно", а дополнительная нагрузка на ГЭС может привести к сокращению инвестпрограмм "РусГидро". Но вице-премьер не исключил, что в рамках налогового маневра ставки акциза на дизтопливо будут скорректированы с учетом "интересов" внутренних водных путей. При этом до конца 2018 года на повышение налоговой нагрузки Владимиром Путиным наложен мораторий (формально закреплен правительством в 2015 году в "Основных направлениях налоговой политики на 2016-2018 годы"). Но это не мешает ведомствам искать возможности роста нагрузки: при подготовке бюджета на 2016 год при корректировке "налогового маневра" было изъято 300 млрд руб. у нефтегазового сектора, а из-за нехватки доходов с 1 апреля были подняты ставки акциза на автобензин и дизтопливо (чиновники объясняли, что акцизы — это особый вид платежей и потому налоговый мораторий не нарушен).

Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина, Иван Буранов, Вадим Вислогузов, Дмитрий Козлов, Татьяна Дятел, Яна Циноева

Вся лента