Как Большой ездил в Лондон

История вопроса

За 60 лет балет Большого побывал в Лондоне 17 раз, меняя продюсеров, художественных руководителей, репертуар и площадки. Виктор и Лилиан Хоххаузер работали с труппой до конца 60-х (в 1956, 1960, 1963, 1965, 1969 годах). Потом СССР разорвал с ними отношения: среди любимых клиентов продюсеров оказались Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, ставшие персонами нон грата в 1969 году, с тех пор как приютили на своей даче опального Солженицына.

Периодичность появлений Большого в Лондоне зависела от многих факторов: политических, имиджевых, творческих и не в последнюю очередь экономических. В 1974 году труппу привезла в театр "Колизей" корпорация Sadler's Wells при содействии продюсера Стивена Райта. Следующие 12 лет балет Большого в Лондоне не появлялся — по причинам то ли эстетическим (хореографию Григоровича англичане сразу невзлюбили), то ли политическим. Во времена перестройки, в 1986-м и 1989-м, труппу продюсировал Питер Брайтман, который вскоре разорился на оперных гастролях Большого в США. В 1993 году, уже с продюсером Дереком Блоком, москвичи впервые танцевали в Альберт-холле, считавшемся неприспособленным для балетных спектаклей, зато вмещавшем 3,5 тыс. зрителей. Коммерческая оправданность и зрительское внимание к гастролям не помешали критикам окрестить их "разрозненным хаосом". На сцене Альберт-холла Большой представил экстракт из произведений Юрия Григоровича — из каждого своего многоактного балета хореограф сделал одноактный, так что публика в один вечер могла посмотреть сразу три балетных дайджеста, что показалось обозревателям практичным, но малохудожественным.

В 1999 году "Большой балет" (театр тогда возглавлял Владимир Васильев) после 30-летнего перерыва привезла в "Колизей" опять чета Хоххаузеров. На драконовых условиях: все затраты на поездку — доставку декораций, реквизита, самой труппы, оплату отеля для двух с половиной сотен гастролеров — российская сторона взяла на себя. Несмотря на приличную прибыль и дружелюбное отношение рецензентов, следующие гастроли, запланированные на 2001 год, Хоххаузеры отменили, испугавшись очередной смены власти и художественного курса в Большом. Сцену "Ковент-Гардена" продюсеры отдали другим своим клиентам — Kirov Ballet (Мариинскому театру). Москвичи с помощью конкурентов Хоххаузеров, компании Раймонда Габби, все же приехали в Лондон, станцевали урезанный репертуар в неприспособленном для больших спектаклей театре "Друри-Лейн" и вчистую проиграли петербуржцам.

Тем не менее новые гастроли Большого провели Хоххаузеры, перехватив их у компании Габби: в 2004 году труппа, уже под руководством Алексея Ратманского, впервые за последние 18 лет выступила на самой престижной площадке Лондона — в "Ковент-Гардене". С этих гастролей начинается полоса громких успехов москвичей. В каждый свой приезд — в юбилейном и триумфальном 2006 году, не менее успешных 2007, 2010, 2013 и 2016-м — Большой показывал лондонцам свежий репертуар и новых молодых артистов, вызывавших очередной прилив восторгов. Признание конвертировалась в призы: в 2007, 2008, 2011 годах Большой театр (по итогам выступлений в предыдущем году) получал престижнейшую премию "Круга критиков" как лучшая труппа года.

Вся лента