«О крупных компаниях речи не идет»

Российских авиаперевозчиков ждет жесткая посадка

Некоторые российские авиакомпании могут уйти с рынка. В основном это коснется перевозчиков на международных линиях. Об этом накануне заявил глава Минтранса Максим Соколов в интервью телеканалу «Россия 24». По подсчетам ведомства, за первое полугодие сокращение международных авиаперевозок по некоторым направлением достигло 30% и более. Он также подчеркнул, что антикризисные меры были приняты в прошлом году и сильно поддержали отрасль — был снижен НДС на внутренние рейсы. У компаний, которые занимались преимущественно чартерными перевозками в Египет и Турцию, наибольшие риски, также отметил руководитель Минтранса.

Фото: Никита Инфантьев, Коммерсантъ

«Все-таки мы видим, что объем перевозок снижается, по крайней мере, по доходным международным линиям. Это требует антикризисного управления, и тот, кто с этими мерами не справится, конечно, может покинуть рынок. О крупных компаниях речи не идет. По ряду компаний, особенно тем, кто занимался чартерными перевозками, тревога остается, потому что именно чартерные раскатанные направления в сторону Египта, Турции, которые сейчас еще закрыты, серьезным образом изменили финансовое положение ряда компаний. Но, подчеркиваю, той тревоги, которая была в конце прошлого года, сейчас у нас нет», — сообщил Соколов.

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России, за первый квартал 2016 года отечественные авиакомпании получили многомиллиардный убыток. Сейчас финансовое состояние всей отрасли вызывает опасения, отмечает независимый эксперт Алексей Захаров.

«Есть еще одна проблема: ослабление рубля. Перевозчики летают в основном на импортной технике, мало того, на импортной технике, которая взята в лизинг у иностранных лизинговых компаний. То есть все платежи идут в иностранной валюте. А билеты продают в рублях, поскольку у нас расчет в валюте запрещен. Соответственно, сейчас компании испытывают проблемы с лизинговыми платежами. Проблема в том, что у нас бизнес-среда для авиационных перевозок не слишком благоприятна», — полагает Захаров.

Некоторые авиакомпании действительно находятся под угрозой ухода с российского рынка, считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Действительно, существует ряд авиакомпаний, которые накопили большую задолженность перед поставщиками услуг, и при этом за нынешний летний период они не смогут в полной мере обеспечить свое финансовое благополучие. Возникли серьезные проблемы у "Когалымавиа". Вероятность возобновления операционной деятельности можно оценивать как незначительную. Кроме того, серьезные проблемы наблюдаются у авиакомпании I Fly. Если владельцы авиакомпании не предпримут всех кардинальных мер, перевозчик может покинуть рынок», — рассказал «Коммерсантъ FM» Пантелеев.

В прошлом году второй по пассажирообороту российский авиаперевозчик «Трансаэро» не смог покрыть долги. Вместе с лизинговыми обязательствами они составили около 250 млрд руб. Сертификат эксплуатанта компании был отозван в октябре 2015 года.

Вся лента