Метро не сразу строилось

№ 26 Столичная подземка открывает новые горизонты. С начальником Московского метрополитена Дмитрием Пеговым беседовал Никита Аронов

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Метод Кошкина

Метрополитен проектировался и начинал строиться более 80 лет назад. И можно только поражаться, на какую перспективу он рассчитывался и какой запас провозной способности тогда был заложен. Пассажиропотоки за эти годы возросли в разы... Станции строились и строятся сегодня с платформами, рассчитанными на 8 вагонов (160 метров), как этого требуют устаревшие нормативы. Увы, даже с заменой вагонов старых серий на новейшие вагоны серии 81-760А со сквозным проходом для пассажиров по всей длине состава, которые в настоящий момент проходят испытания, повысить "провозную способность" метро, используя традиционные методы, более чем на 15 процентов невозможно без увеличения числа вагонов в поезде. Но тогда необходимо будет реконструировать все станции, чтобы удлинить платформы. Решение этой задачи без нарушения сложившегося облика станций невозможно. Однако мне удалось найти решение. Его реализация не требует больших капиталовложений для реконструкции станций и удлинения платформ.

Представим себе такую картину. На станцию, рассчитанную на прием 8 вагонов, прибывает состав из 12 вагонов. Первые четыре окрашены условно в красный цвет, с 5-го по 8-й — в желтый, с 9-го по 12-й — в синий. Оговоримся, что станции условно делятся на "красные" и "синие". На платформе "красной" станции, рассчитанной на 8 вагонов, останавливаются только красные и желтые вагоны. Синие остаются в тоннеле. На "синей" станции выход и посадка пассажиров осуществляется только из синих и желтых вагонов. Таким образом, желтые вагоны останавливаются на всех станциях и будут больше перегружены, чем остальные. Но общий уровень наполняемости поезда существенно уменьшится, в вагонах станет свободней...

В 1973 году, красочно оформив свое предложение, я пошел в Управление Московского метрополитена. Так как в те годы я был сотрудником милиции, мне не стоило большого труда пройти в здание. Обратился к первому попавшемуся сотруднику и попросил меня выслушать. Вид человека в милицейской форме метрополитеновца обескуражил, особенно когда я стал развешивать плакаты и их комментировать. Собравшиеся сказали, что все предложенное настолько очевидно, что удивительно, почему до этого никто не додумался раньше. Причем не только у нас, но и в мире. Рекомендовали "застолбить" это открытие авторским свидетельством... В том же году я опубликовал свои материалы в журналах "Городское хозяйство Москвы", "Техника молодежи" и других. Кстати, в редакции "Техники молодежи" было устроено по этому поводу широкое обсуждение. Предложение в итоге посчитали лучшим предложением года. Мне пришло множество писем от читателей. Моя идея обсуждалась на занятиях профессора Р.В. Ротенберга в МАДИ в актовом зале, где присутствовало более 500 студентов... Все это, конечно, вдохновляло. Но... С той поры минуло несколько десятилетий, ситуация с перевозками пассажиров еще больше обострилась.

На протяжении почти 40 лет я переписывался с руководством метрополитена, они всегда отвечали, что мой метод неприемлем, так как платформы рассчитаны на 8 вагонов, что все двери в поезде открываются одновременно, что пассажирам будет не ясно, в какие вагоны садиться, и это приведет к панике, ссылались на ГОСТы, в соответствии с которыми защита межпоездных проводов управления поездом рассчитана на 10 вагонов, структуру путевого хозяйства, однако все это было преодолимо. А вот то, что тупики в депо были рассчитаны на прием 8-вагонных составов, было серьезным возражением на пути внедрения моего предложения. Я просил проработать возможность удлинения тупиков, но мне говорили, что это практически невозможно. На одном из очередных обсуждений моего метода, когда все доводы его противников получили должный отпор, кто-то иронически заявил, что он все равно неприемлем, так как краска у нас только синяя! Все засмеялись, и на этом дискуссию закончили. Было это лет 20 назад...

Сегодня ситуация резко изменилась. Строительство метрополитена переживает бум. Радиусы удлиняются, и метро приходит в Московскую область: Реутово, Новокосино, Красногорск, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Люберцы, Внуково и пр. Кажется, этому можно только порадоваться, и на продолжении радиусов при строительстве новых станций строить платформы и тупики, рассчитанные на прием 12-вагонных составов...

Е.А. Кошкин, полковник милиции в отставке, кандидат технических наук

№ 26 Столичная подземка открывает новые горизонты. С начальником Московского метрополитена Дмитрием Пеговым беседовал Никита Аронов


Фото: Сергей Николаев/Интерпресс/ ТАСС

С новым счетом!

№ 25 Тарифы на услуги ЖКХ снова выросли. На сколько и почему, выяснял Кирилл Журенков

Работа со счетчиками

Основная часть платы — это отопление плюс горячая вода, у кого есть. Сэкономить можно, установив в квартире свой котел, окупится за 3-5 лет, но местная власть этому препятствует. Сначала нужно было собирать кучу справок, а теперь напрямую запретили. Про счетчики на воду. Многие поставили. Поначалу да, была какая-то экономия, а через несколько лет, наоборот, платить стали больше. И эти счетчики еще нужно менять каждые 3 года, а они не бесплатные, после каждой замены их нужно заново ставить на учет, вызывать слесаря, многие счетчики начинают течь, их приходится заменять повторно... Много людей загружено работой с этими счетчиками, и оплачивает все тот, кто ими пользуется.

Александр Хабаров

Мухлюют

Главный раздражающий фактор — традиционное повышение всех тарифов одновременно. Слов нет! Пенсию увеличили на 4 процента, услуги ЖКХ — на 8-10 процентов. Ну если бы они еще не мухлевали и работали: продухи открыть/закрыть — минутное дело, а просишь по два месяца...

Людмила Павлова


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Второе пришествие Китая

№ 26 Выдержит ли Россия роль младшего брата? Размышления Дмитрия Косырева

Ложный поворот

Фантастическая статья! "Китай сделал санкции против России бессмысленными..." Вы это серьезно? Что ж мы тогда в такой глубокой... экономической пропасти? "Зарождавшийся тогда советский глобализм бескорыстным не был..." Да неужели? И что это мы недавно "простили" долги на сумму около 100 млрд долларов нашим бывшим "друзьям"? Это официальных долгов, а уж сколько было всего, мы вряд ли узнаем. И совсем умиляет: "В целом в Азии эмоционально отдыхаешь от Европы". И что только наши не совсем неимущие граждане норовят прикупить особнячок в Лондонграде, а не в Пекине. Наверное, не так еще устали от Европы, да и от Майами тоже.

Валентина Матросова


Письма читала Мария Портнягина

Вся лента