ФГК собирает деньги на "УВЗ-Логистик"

Компания привлекла у "Газпромбанк Лизинга" 16 млрд рублей

Федеральная грузовая компания (ФГК; входит в ОАО РЖД) привлекла 16 млрд руб. от "Газпромбанк Лизинга" в рамках сделки возвратного лизинга. Полученные средства оператор планирует направить на развитие компании и обновление вагонного парка. Эксперты отмечают, что в сложившихся условиях для участников рынка это наиболее выгодный способ для привлечения денег, которые ФГК есть куда потратить: компания готовится к приобретению "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ).

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Вчера ФГК и "Газпромбанк Лизинг" (ГПБЛ) заключили договор возвратного лизинга вагонов на 16,1 млрд руб. Фактически при такой схеме ФГК продает свои вагоны ГПБЛ, а затем берет их в аренду. На весь срок действия договора имущество переходит к лизингодателю, а оператор будет ежемесячно выплачивать ГПБЛ ставку аренды. По словам гендиректора ФГК Алексея Тайчера, привлеченные средства компания направит на программу долгосрочного развития и обновление собственного парка. О победе ГПБЛ в тендере на приобретение у ФГК 10,5 тыс. полувагонов на условиях возвратного лизинга сообщалось в конце июня: тогда компания обошла на торгах "Альфа-Лизинг".

ФГК — один из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России, на конец мая в оперировании у нее было 139,7 тыс. единиц подвижного состава. Погрузка ФГК в 2015 году составила 165,5 млн тонн, на 2,2% больше, чем годом ранее.

Операторы используют сделки возвратного лизинга как более надежный аналог кредита под залог. В январе, например, через возвратный лизинг Brunswick Rail в два этапа привлекла 3,9 млрд руб. у "Альфа-Лизинга". Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что к такому инструменту из крупных операторов прибегали Первая грузовая компания (входит в UCL Владимира Лисина), ФГК, "Нефтетранссервис" и "УВЗ-Логистик" Уралвагонзавода. Сейчас у операторов ограничен спектр финансовых инструментов для привлечения средств, а возвратный лизинг позволяет даже на низком рынке диверсифицировать источники финансирования и перераспределить долговую нагрузку на более длительный срок, говорит эксперт. При этом и для операторов, и для банков эта схема комфортнее классического кредита: операторам она позволяет более эффективно использовать парк, чем при залоге, а банкам возвратный лизинг через аффилированную лизинговую компанию позволяет лучше управлять рисками.

ФГК есть куда потратить средства: оператор рассматривает возможность приобретения "УВЗ-Логистик", парк которой уже находится у нее в аренде. Сделку готовит Sberbank CIB, в конце июня ФГК заказала у КПМГ оценку справедливой стоимости 50% УВЗЛ. Как ранее сообщал "Интерфаксу" гендиректор УВЗЛ и заместитель главы ФГК Дмитрий Еремеев, после проведения независимой оценки будет определено, 50% или 100% УВЗЛ будет продано. Михаил Бурмистров полагает, что средства, полученные за счет возвратного лизинга, будут направлены именно на сделку с УВЗЛ, где, по его мнению, 10-12 млрд руб. достаточно, чтобы запустить процесс реструктуризации долга УВЗЛ и продажи ее ФГК.

Чистую стоимость парка УВЗЛ господин Бурмистров оценивает в 45 млрд руб. с НДС, а из общего долга компании 100 млрд руб. непосредственно на операторский и арендный бизнес относится около 70 млрд руб. (остальное — на непрофильные активы, в основном на угольную шахту "Заречная"). Как говорил господин Еремеев, "обязательное условие: тот долг, который УВЗ выдала на этот бизнес, будет возвращен". Источник "Ъ" ранее говорил, что сейчас в рамках due diligence рассматривается разнесение долга УВЗЛ между самой компанией и другими ее активами, причем эти активы, в том числе "Заречная", останутся у Газпромбанка (ГПБ; основной кредитор "Заречной"), который будет пытаться найти на них покупателя. В ГПБ не ответили на запрос "Ъ".

Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина

Вся лента