ГИБДД борется за первозданный облик автомобилей

А предприниматели и владельцы — за право на тюнинг

На сайте "Российской общественной инициативы" открыт сбор подписей под требованием об упрощении правил переоборудования машин. Поводом стали сложности, с которыми столкнулись владельцы внедорожников по всей стране: ГИБДД останавливает машины с элементами тюнинга, штрафуя владельцев и запрещая эксплуатацию автомобиля. Ситуация приняла неожиданный оборот: резко упали продажи компаний, торгующих спецоборудованием для внедорожников. Как стало известно "Ъ", предприниматели попросили вмешаться в ситуацию президента РФ, бизнес-омбудсмена Бориса Титова и Госдуму. В Росстандарте не исключают, что требования к автовладельцам будут пересмотрены.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Ситуация с внедорожниками, оснащенными допоборудованием, обсуждается в соцсетях уже несколько месяцев. Речь идет прежде всего о машинах с нестандартными колесами, силовыми бамперами, "лифтованной" подвеской, воздухозаборниками для проезда бродов (шноркель), дополнительными фарами, лебедками, другими устройствами. Инспекторы ГИБДД такие автомобили останавливают и оформляют протоколы о незаконном внесении изменений в конструкцию, угрожая владельцам прекращением регистрации машины. В сети обсуждаются "облавы гаишников", активность которых, по мнению водителей, значительно усилилась.

Об усилении контроля или спецрейдах речи не идет, пояснили "Ъ" в ГИБДД. Постановлением правительства N1090, отмечают там, запрещена эксплуатация автомобилей, конструкция которых изменена без разрешения Госавтоинспекции. Требования прописаны в техрегламенте Таможенного союза (действует с 1 января 2015 года). Инспекторы останавливают не только внедорожники, но и машины с незаконно установленными газоразрядными лампами (ксеноном), газобаллонным оборудованием, автобусы с "лежачими" местами, машины с рекламными конструкциями на крыше, говорят в пресс-службе УГИБДД по Москве. "Сотрудники обращают внимание на соответствие транспортного средства требованиям безопасности, ориентируясь на сведения о его конструкции, которые содержатся как в одобрении типа транспортного средства, так и в руководстве по его эксплуатации, разработанном заводом-изготовителем",— пояснили в ГИБДД России.

Если установлен факт незаконно внесенных изменений, автовладельца могут оштрафовать на 500 руб. При этом в качестве доказательства принимаются даже данные с камер. Автоинспектор вправе потребовать вернуть машину в первоначальный вид, в случае невыполнения требований — подвергнуть водителя аресту (ст. 19.3 КоАП, невыполнение требований полицейского) или прекратить регистрацию автомобиля (такая мера допускается правилами регистрации автомобилей). В Москве за пять месяцев 2016 года ГИБДД прекратила регистрацию более 600 машин с незаконно измененной конструкцией.

Автовладельцы вправе "легализовать" нештатное оборудование, пройдя длинную цепочку согласований. Как пояснил "Ъ" директор Центра технической экспертизы НАМИ Андрей Васильев, сначала нужно получить одобрение техэкспертизы, затем переоборудовать машину в спецсервисе (по итогам выдается декларация о выполненных работах), пройти техосмотр, получить протокол технической экспертизы новой конструкции и внести данные в паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации. По словам господина Васильева, стоимость только оформления документов составляет 9-11 тыс. руб. без учета работ в сервисе.

Около 1 млн российских автовладельцев за последние 10-15 лет переоборудовали свои машины, их до недавнего времени никто не трогал, говорит основатель тверского офроуд-клуба "Лебедушка" Евгений Павлов, теперь им придется демонтировать оборудование, что не всегда представляется возможным. Кроме того, указывает господин Павлов, нет конкретного перечня оборудования, которое запрещено устанавливать без согласований: "Формально установка нештатной защиты картера на "Жигули" тоже незаконна". По словам Евгения Павлова, в результате серьезно страдает бизнес компаний, торгующих спецоборудованием. "В целом по рынку продажи упали на 50%",— говорит он.

В 2015 году из-за разницы валют вдвое подорожало австралийское оборудование, российские производители внедорожных аксессуаров от этого сначала выиграли, но теперь терпят убытки, рассказывает учредитель ООО "Альфа" (торговый бренд "Автовентури") Георгий Грачиков. "За Уралом, в Сибири, в Якутии лебедки и шноркель не для красоты ставят, там по-другому не проедешь",— утверждает он. Компании, торгующие таким оборудованием, направили обращения президенту Владимиру Путину, бизнес-омбудсмену Борису Титову, членам комитета Госдумы по транспорту, в котором говорят об "уничтожении рынка и сокращении нескольких тысяч рабочих мест" и просят переработать технический регламент. На сайте "Российской общественной инициативы" уже собрано более 4 тыс. подписей с требованием упростить процедуру согласования изменений конструкции, исключив необходимость демонтажа оборудования, которое уже установлено.

Глава Росстандарта Алексей Абрамов в разговоре с "Ъ" подтвердил, что внесение изменений в техрегламент Таможенного союза возможно. "Необходимо внимательно смотреть, в каких целях происходит доработка автомобиля и как это влияет на безопасность,— заявил он.— Нужно сбалансированное решение для соблюдения интересов производителей, отвечающих за безопасность движения, и интересов пользователей. Вопрос об исключениях из правил должен прорабатываться отдельно. Нужно определять, где возможны такие изъятия, прописывать их в регламенте". Он добавил, что "нужно смотреть, где транспортное средство будет использоваться, будет ли оно выезжать на дороги общего пользования или нет, а также каких узлов касаются переделки".

Иван Буранов

Вся лента