«Куда дает деньги наблюдательный совет ВЭБа, обществу знать не положено»

В России необходимо сократить число институтов развития. Об этом заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее мнению, это позволит сделать их финансирование более эффективным. Голикова напомнила, что сегодня в стране действует более 30 таких организаций, в том числе Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и Внешэкономбанк. В них вложено свыше 4 трлн руб. Ранее наблюдательный совет рассмотрел новую стратегию ВЭБа. Однако вряд ли ситуация, в которой оказался банк, вскоре изменится, уверен экономист Сергей Алексашенко.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Ознакомившись с новой стратегией Внешэкономбанка, я сильно удивился: а что в ней нового? И зачем ее нужно было принимать?

Начну с того, что предыдущая версия стратегии была утверждена чуть менее двух лет назад, в середине октября 2014-го. Скажите, что такого изменилось в ВЭБе и вокруг него, чтобы принимать новую стратегию? Под санкции ВЭБ попал еще летом 2014-го, и с тех пор финансовые рынки для него остаются закрытыми. То есть по старым долгам платить нужно сполна и вовремя, а новые кредиты привлечь невозможно.

Портфель ВЭБа переполнен активами, которые ежедневно плодят для него убытки — возьмите для примера олимпийские объекты, бизнес-школу «Сколково», украинский Проминвестбанк. До тех пор, пока баланс ВЭБа не будет от них до конца расчищен, понять, в каком состоянии находится банк и сколько бюджетных денег ему нужно для затыкания дыр, невозможно. С частью такого богатства ВЭБ расстаться готов: вот, акции «Газпрома» прямо сейчас продает с убытком, видимо, совсем не надеясь, что они вырастут. А, например, Связь-банк и «Глобэкс» прямо сейчас он продавать не готов — хочет получить от государства деньги на их санацию и капитализацию, а только потом продать. Примерно то же самое было написано и в предыдущей стратегии.

Ответ на ключевой для будущего ВЭБа вопрос — где брать деньги для финансирования отобранных проектов — дан точно такой же, как и два года назад, а именно — у бюджета, у Фонда национального благосостояния и у Центрального банка. Знаете, у нас в стране много наберется людей, готовых реализовать стратегию, в которой написано: дайте нам бюджетные или эмиссионные деньги, и мы вам покажем! При этом денег нужно дать и в капитал, и на погашение долгов, и на развитие бизнеса. И не один раз, а пообещать давать все пять лет, на которые рассчитана стратегия. Интересно, на развитие бизнеса, который генерит только убытки, деньги у правительства найдутся?

Думаю, что основная проблема, которая привела ВЭБ в нынешнее состояние и которая зацементирована и в новую, и в старую стратегию, состоит в том, что управление банком осуществляет, по сути дела, президиум правительства — сплошные министры и вице-премьеры. То есть те самые люди, которые должны планировать бюджет страны и за счет бюджетных денег решать возникающие проблемы. Но с бюджетом есть неувязочка — какой-никакой, но контроль со стороны общества существует: не все статьи бюджета пока засекречены, слава Богу! А вот куда, почему и на каких условиях дает деньги наблюдательный совет ВЭБа, то есть президиум правительства, обществу зачастую знать не положено. И здесь никаких перемен не предлагается: те же самые люди, что вчера принимали решения о покупке активов, генерящих убытки сегодня, хотят принимать решения о покупке новых активов завтра. Вот и вся стратегия.

Как вы думаете, удастся им получить другой результат? Или потребуется еще одна попытка?

Вся лента