«У границ России будут бряцать оружием, чтобы доставить ей неприятности»

Главы МИД стран Евросоюза встретятся в Люксембурге

Европейский союз может продлить и расширить мандат на военно-морские операции в Средиземноморье. Этот вопрос сегодня в Люксембурге обсудят главы МИД стран-участников. Кроме того, на повестке дня возможная отмена виз для Грузии и стратегия ЕС в Арктике. Газета «Коммерсантъ» пишет, что, возможно, в Люксембурге также поднимут тему продления экономических санкций в отношении России. Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Хотим поговорить с вами про санкции, про возможное продление или непродление. Какие сейчас настроения в Европе?

— В Европе настроения разные, но, я думаю с вероятностью 99,5% санкции будут продлены.

— Разные настроения — что вы имеете в виду?

— Очень многие против продления санкций, я это имею в виду.

— Но нужно же единогласное решение, чтобы продлить санкции. То есть оно, получается, будет в любом случае?

— Да, но на самом деле народ-то никто не спрашивает по этому поводу. Санкции-то продлевают начальники, а народ может быть против. Начальники тоже могут быть против, но для них тоже есть специальные средства, поэтому те, кто решает, имеют достаточно ресурсов для того, чтобы продавить всех тех, кто не решает.

— Звучат разные мнения. Сейчас в Австрии прозвучало мнение, что с учетом выполнения минских договоренностей нужно постепенно отменять санкции. До этого звучали мнения, что нужно продлить санкции на полгода и потом их отменить. Сейчас настроения как-то поменялись, как вы считаете?

— Я считаю, что настроения поменялись, но санкции продлят.

— Насколько — на год, на полгода? Будут ли их отменять через полгода?

— Думаю, нет. Но это зависит, конечно, от ситуации, и не только в Украине, это зависит от многих вопросов. Я, в частности, могу отослать к интервью Штайнмайера немецкой прессе, которое было позавчера, где он говорит, что санкции не являются самоцелью — они нужны, чтобы Россия изменила свое поведение, чтобы она изменила свою позицию. О минских соглашениях там нет ни слова.

— Но все-таки санкции привязаны именно к минским соглашениям.

— Нет, безусловно, нет.

— А к чему тогда?

— Они привязаны к тому, о чем сказал Штайнмайер: Россия должна изменить свое поведение.

— Поясните, что значит «изменить свое поведение».

— Это значит, что она должна соглашаться с тем, что ей отводят, и не создавать Западу проблем.

— И ЕС на это рассчитывает?

— ЕС будет на этом настаивать. Расчета здесь прямого, конечно же, не может быть, потому что до сих пор эта манера поведения не давала необходимого результата. Что будет дальше? Дальше надо будет посмотреть. На сегодняшний момент никакого оптимизма нет. С другой стороны, санкции, конечно, очень сильно утомили европейцев, потому что они лишают их стабильности, стабильности во многих отраслях, которые связаны с Россией.

— Но в то же самое время европейцы говорят, что автоматически продлевать санкции вроде не будут, что должна быть дискуссия. Будет ли она?

— В очень ограниченном размере. Я думаю, те, кто принял решение продлить санкции, сделают так, чтобы дискуссия была крайне ограниченной, чтобы она была пакетной, если так можно сказать. Будет предложено либо оставить санкции, либо начать дискутировать о единстве Евросоюза. А дискуссии о единстве Евросоюза тем более сейчас никто не хочет.

— Какие страны сейчас выступают против санкций в отношении России?

— Это сложный вопрос, потому что то, что Италия, Австрия, Венгрия выступают против санкций, не означает, что они выступают против санкций в ультимативной форме. Они говорят о том, что хорошо бы было их отменить. И Штайнмайер иногда говорит, что было бы хорошо их отменить, и французский парламент проголосовал за то, что хорошо бы было их отменить, и Саркози на Петербургском экономическом форуме об этом говорил. Вопрос только в том, что между «хорошо бы их отменить» и отменой есть, на мой взгляд, достаточно большая дистанция.

— А нужно ли, если брать с российской точки зрения, отменять санкции?

— На мой взгляд, санкции — это всегда плохо, тем более что санкции касаются ближайших российских соседей. Вопрос только в том, что санкции нужно отменить, но их не надо отменять. Это не должно быть торговлей, не должно быть процессом. Давайте представим себе ситуацию, опять возвращаясь к интервью Штайнмайера: если бы Россия была недовольна поведением Запада, она бы каждый раз вводила против него санкции — кажется смешным, да, но Штайнмайер-то об этом говорит. Вообще, это не язык диалога, но если он уже выбран, нужно найти, наверное, способ или пространство, в котором санкциям нет места.

— Но если возвращаться к еще одной теме дискуссии, которая сегодня пройдет в Люксембурге, — мандат на военно-морские операции в Средиземноморье, — то, возвращаясь к интервью Штайнмайера, он тоже сказал, что не нужно бряцать оружием у границ России. Какое может быть принято решение по этому вопросу?

— По этому вопросу не может быть принято никакого решения, потому что это решение принимает, опять-таки, не Евросоюз. Бряцать оружием у границ России будут хотя бы для того, чтобы доставить России неприятности, чтобы заставить российскую власть принимать какие-то обязывающие, не очень приятные решения и пытаться дальше играть ей на нервах.

— Что может сделать Россия, чтобы повлиять на санкции и на их отмену?

— Конкретно на санкции влиять не надо, а на общую обстановку Россия, безусловно, пытается повлиять. Считаю, она должна показывать, что невыполнение минских соглашений, о котором говорит Запад, — это не к России, это к нему самому и к Украине. Если он не понимает, что препятствует выполнению минских соглашений, то он говорит неправду. Россия это показывает, это имеет определенный успех, но, опять-таки, речь идет о том, кто в данном случае принимает решение. Если решение будет приниматься так же, как оно принималось в предыдущий раз, конечно, шансов изменить его сейчас не очень много.

Но ситуация меняется, в том числе и в Европе. Мы видели, как драматически закончились выборы в Австрии, такой же драматический результат будет и после референдума в Великобритании, вне зависимости от того, кто выиграет. Будут еще одни драматические выборы в Испании в конце недели. Вместе это все дает понимание того, что ситуация в Европе будет двигаться, главное здесь — терпение, просто не нужно никуда торопиться. А что касается санкций — это только часть общей ситуации, часть отношений между Россией и Западом, поэтому конкретно о санкциях говорить смысла не имеет.

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...