Скинемся на колеса

Русфонд и ФСС могут объединить средства ради детей-инвалидов

Артем Костюковский, специальный корреспондент Русфонда

Фото: Из личного архива

В материале "Передвижение по средствам" (см. "Ъ" от 20 мая) мы рассказали о ситуации с инвалидными колясками: те, что бесплатно выделяет государство, как правило, не подходят больным детям. И родители вынуждены искать возможность приобрести другие коляски — необходимой модификации, с нужными параметрами.

В прошлом году читатели "Ъ" и rusfond.ru, а также телезрители "Первого канала" помогли Русфонду купить 32 инвалидные коляски для детей на общую сумму 6 087 317 руб. В этом году уже собрано 2 783 277 руб. на 11 колясок. Чаще всего родители просят приобрести средства передвижения, произведенные в Германии.

Большая часть тех колясок, которые государство предоставляет больным детям,— неудобны, непрочны, у них нет ремней безопасности, боковых поддержек. Как правило, они китайского производства, иногда нашего — тоже не очень качественные.

Зачем же государство их закупает? Дело в том, что на обязательных конкурсах побеждают производители, чья продукция, во-первых, формально соответствует техническим параметрам, прописанным в индивидуальной программе реабилитации инвалида (она составляется после прохождения медико-социальной экспертизы). А во-вторых — и это едва ли не главное, — эти коляски стоят дешевле прочих.

Заместитель председателя Фонда социального страхования (ФСС) Алексей Кошелев проводит аналогию: автомобили российского производства и иномарки. Общеизвестно, что зарубежные машины лучше, но они существенно дороже. Да, качество хромает, но ведь худо-бедно ездят, поворачивают, тормозят...

Средняя стоимость комнатных и прогулочных детских колясок, которые приобретает ФСС,— 30 тыс. руб. Средняя стоимость колясок, которые просят купить родители, обращающиеся в Русфонд,— 200 тыс. руб. И это не какие-то люксовые коляски с кучей опций — они просто оборудованы всем безусловно необходимым, "заточены" под конкретное заболевание, надежные, легкие, маневренные. Родители могут приобрести их самостоятельно и вправе рассчитывать на компенсацию от ФСС. Но компенсация эта будет равна тем же 30 тыс. руб., то есть примерно одной седьмой от реальной цены.

А дети растут. И, значит, вырастают из старых колясок. Государство в обязательном порядке меняет их детям: раз в четыре года прогулочную и раз в шесть лет — комнатную. Но дети растут не по государственному графику. При замене коляски им необходимо вновь пройти медико-социальную экспертизу, скорректировать индивидуальную программу реабилитации и снова обратиться в ФСС. Периодичность таких обращений не ограничена, государство идет навстречу детям с инвалидностью, но каждый раз ребенок получает ту самую коляску — за 30 тыс. руб. Только большего размера.

В прошлом году Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) потребовало у ФСС отказаться от ныне существующей системы закупок инвалидных колясок и приобретать то, что необходимо конкретным детям с их индивидуальными особенностями. В ФСС говорят, что рады бы — но закон есть закон. (Что интересно, председатель ВОИ — Михаил Терентьев, депутат Госдумы от "Единой России". Но о конкретных законопроектах в этой области пока ничего не известно.) Если бы, например, китайские коляски признали некачественными, государство бы их не закупало. Но такое официальное признание невозможно: они соответствуют основным техпараметрам и стоят дешевле остальных — придется брать.

Русфонд и другие благотворительные организации будут и впредь помогать детям, которым не подходят государственные коляски. Может ли ФСС взять на себя часть этих расходов?

— Надо попробовать,— говорит Алексей Кошелев.— Если родители обращаются за помощью в приобретении коляски в Русфонд, мы готовы возместить часть расходов.

Мы согласны с Кошелевым — надо попробовать. Однако ФСС может компенсировать часть потраченных средств только родителям ребенка. В данной же ситуации плательщиком выступает Русфонд, а не родители, справедливо было бы и компенсацию предоставлять плательщику.

Вся лента