Данкан Джонс: «Я точно знаю, что я хотел бы увидеть в фильме как фанат Warcraft, и именно это в него вложил»

Режиссер фильма «Варкрафт» — о том, как можно и как не следует смешивать кино и компьютерную игру, и о том, какие еще игры хорошо было экранизировать.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

26 мая в российских кинотеатрах стартует «Варкрафт» Данкана Джонса — фильм, созданный по событиям вселенной Warcraft, одной из самых популярных компьютерных игр в жанре «стратегия в реальном времени». Компания — разработчик игры Blizzard искала возможность снять картину с 2006 года, рассмотрела несколько кандидатур режиссеров и остановилась на Данкане Джонсе («Луна 2112», «Исходный код»). Этот специалист известен как большой поклонник компьютерных игр в целом и мира Warcraft в частности, он потратил немало времени на многопользовательскую ролевую онлайн-игру (MMORPG) World of Warcraft, которую Книга рекордов Гиннесса называет «самой популярной в мире» и «самой кассовой видеоигрой всех времен». Незадолго до премьеры Данкан Джонс посетил Москву. Корреспондент «Денег» Владимир Боровой поговорил с Джонсом об особенностях взаимодействия киноиндустрии и игрового мира.

У вас серьезный опыт компьютерных игр. Какая у вас любимая однопользовательская игра и сколько времени вы провели конкретно за World of Warcraft?

— В WoW я играл далеко не так часто, как Роб Казински (исполнитель роли орка Оргрима Молота Рока), он среди нас настоящий чемпион. Я наиграл дней сто или около того. Что касается однопользовательской игры, сегодня это X-Com (игра про борьбу человечества с инопланетными захватчиками). Как раз сиквел вышел — он фантастический! Во всех смыслах.

Чье давление во время производства ощущалось сильнее — поклонников, парней из Blizzard или представителей киностудии?

— Давления хватало со всех сторон. Приходилось быть немного политиком, чтоб со всем этим совладать. Да еще нужно было как-то сохранять холодную голову — даже тогда, когда все вокруг… скажем, возбуждены и у всех разные приоритеты. Но кое-что действительно сработало в мою пользу. Видите ли, Blizzard хотели сделать фильм уже очень-очень давно, и когда меня пригласили в проект, я увидел: они испытали облегчение от того, что к ним пришел кто-то, разделяющий их взгляды. Так что у меня все прошло гораздо более гладко, чем у прежних претендентов. А что касается сообщества фанатов — я сам оттуда. Я начинал играть еще в однопользовательский Warcraft 20 лет назад. Поэтому я себя довольно комфортно чувствую: я точно знаю, что я хотел бы увидеть в фильме, как фанат Warcraft, и именно это в него вложил.

Какие еще популярные видеоигры стоило бы экранизировать?

— Без сомнения, Fallout 4 (последняя из культовой серии игр об Америке, пережившей ядерный апокалипсис). Я вообще люблю вселенную Fallout. Всю эту ретроэстетику, музыку 1950-х, бомбоубежища, все эти штуки… Там полно по-настоящему узнаваемых образов. И такое кино можно было бы снять за сравнительно небольшие деньги, между прочим.

Какие игры легче поддаются экранизации, а с какими сложнее?

— Вот это интересный вопрос. Потому что лично для меня экранизация не ограничивается первоисточником. Изначальная идея может быть очень простой, выражаемой в паре слов. Как только появляются интересные персонажи, интересные дилеммы, которые перед ними встают,— сразу рождается история. Это может быть хоть Pong (одна из первых компьютерных игр, примитивный симулятор настольного тенниса). Я понимаю, что означает ваш взгляд: «Две ракетки, квадратный мячик — разве из этого может получиться фильм?» Конечно нет! Но давайте спросим: как все это стало игрой? Что за парни ее сделали? Зачем они занялись этим? Интересную историю, достойную фильма, можно найти где угодно. Но, конечно, в некоторых играх просто отличные сюжеты, поэтому легче сделать фильм про историю из игры, нежели про то, как игра была создана. И в этом смысле Warcraft отлично подходит — у него больше 20 лет собственной истории, в которой есть не только игры, но и полноценные романы.

Пока подавляющее большинство экранизаций игр не приносит таких прибылей, как экранизации комиксов. Может ли это как-то измениться?

— Согласен. Пока комиксы выигрывают. Но, возможно, кто-то сделает фильм — надеюсь, это будем мы,— которым зрители заинтересуются настолько, чтобы пойти в кино. Хороший фильм всегда соберет кассу, и не важно, по чему именно он снят. Хотя перекос в отношении все равно наблюдается. Когда речь идет об экранизации комикса, никто не говорит: «Этот фильм провалится, потому что никто уже давно не читает “Стражей галактики”». А с играми такое почему-то сплошь и рядом: «Никто уже не играет в Warcraft, так что фильм пролетит». А я уверен, что это не так. Возьмем фактор ностальгии: если в кинотеатры придет хотя бы часть людей, когда-либо игравших в Warcraft — а за 20 лет в нее поиграло, наверное, несколько сотен миллионов человек,— это будет уже добрым началом. А если они разнесут молву, что фильм неплох,— тогда и начнется самое интересное.

Видели ли вы «Хардкор» (в фильме использован вид от первого лица, характерный для игрового жанра шутер)?

— Фильм — нет, но видел трейлер. Очень впечатляющая визуальная техника.

В «Варкрафте» вы используете визуальную цитату — показываете нечто, похожее на игровой интерфейс, приближаете и удаляете изображение, как в стратегической игре. Считаете ли вы, что киноиндустрия встала на путь заимствования визуальных решений у игровой?

— Я думаю, это действительно происходит, но здесь следует быть очень осторожными. Потому что многие визуальные вещи в игровом мире сделаны с тем расчетом, чтобы с ними взаимодействовали, тогда как кинокамера старается поместить вас в центр происходящего. Мы действительно использовали изометрическую проекцию, отсылая к облику самого первого Warcraft, но очень коротко — только чтобы показать разные фрагменты битвы в разных частях страны. Такой легкий оммаж классической стратегии в реальном времени из 90-х. Вы заметили это, другие любители компьютерных игр заметят, но я считаю, что таких вещей должно быть совсем немного. Их нужно подавать тонко. Если на это слишком нажимать, чтоб зритель воскликнул: «Ну надо же, совсем как в игре!», пострадает качество фильма. Потому что кино никогда не будет таким же, как игры. Можно попытаться привнести в фильм что-то, что все особенно любили в игре, но одним и тем же они все равно не станут.

В таком случае ожидаете ли вы, что игровая индустрия вытеснит кино?

— А зачем? Это же два совершенно разных вида развлечения. Одно дело, когда ты находишься в интерактивной среде и должен каждую секунду совершать осознанный выбор, а другое — когда ты откидываешься в кресле и позволяешь кому-то рассказывать историю. Мне кажется, люди любят оба развлечения и предпочитают их не смешивать.

Вы бы хотели сделать свою компьютерную игру?

— Да, безусловно, хотел бы. Может, до этого однажды дойдет.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Вся лента