Тегеран требует разморозить свои активы в американских банках

Верховный суд США постановил конфисковать $2 млрд иранских активов

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в письме генсеку ООН Пан Ги Муну попросил содействия в приостановке вердикта Верховного суда США о замораживании иранских активов на счетах в американских банках. Решение судебных властей США может помешать реализации совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД). Другими угрозами для реализации «иранской сделки» могут стать смена элит в США или Иране, недовольство Саудовской Аравии и Израиля усилением поддерживаемой Тегераном «Хезболлы» и форсирование иранской ядерной программы. Россия и США могут помочь сохранить сделку, убеждены эксперты.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

В письме глава внешнеполитического ведомства Ирана просит генсека ООН не допустить конфискации активов Тегерана, замороженных в американских банках. Он призывает Вашингтон следовать обязательствам в рамках сделки по иранской ядерной программе и прекратить давление на финансовую систему Ирана. «Исполнительная власть США незаконно замораживает иранские национальные активы; законодательная власть США прокладывает путь для их конфискаций; судебная власть США постановляет конфисковать активы Ирана без законных оснований»,— заявил в письме Джавад Зариф.

Поводом для обращения главы иранского МИДа в ООН стало принятое 20 апреля решение Верховного суда США о конфискации $2 млрд из замороженных на американских счетах активов Ирана. Средства планируется направить на выплаты компенсаций родственникам погибших в 1983 году при взрыве казарм американской морской пехоты в Бейруте. Судебные власти США полагают, что иранские должностные лица поддерживали боевиков ливанского шиитского движения «Хезболла», совершивших теракт.

Несмотря на начало реализации СВПД и отмену антииранских санкций, американская финансовая система продолжает быть закрытой для Ирана. В аналитической записке «Соглашение по иранской ядерной программе: возможности и преграды для российско-американского сотрудничества» клуба «Валдай» отмечается, что Тегеран испытывает трудности при использовании своих долларовых счетов в банках зарубежных стран. Ко всему прочему развитию экономики Ирана препятствуют новые санкции Вашингтона в отношении иранской ракетной программы, указывается в докладе.

По мнению авторов записки — директора Центра военно-политического анализа Института Хадсона (США) Ричарда Вайца и директора программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра Андрея Баклицкого, США могут не ограничиться односторонними санкциями в связи с запусками Ираном баллистических ракет и начать усиленно развивать программу противоракетной обороны (ПРО). «Это может вызвать ответные действия Москвы и Пекина»,— отмечают эксперты.

Отсутствие в СВПД обязывающих международных договоренностей может стать другой причиной невыполнения документа. «Это добровольный план действий. Изменение международной или внутренней ситуации спровоцирует кого-то из участников выйти из СВПД»,— отмечается в записках.

Согласно исследованию, смена верховного лидера в Иране или приход к власти в США республиканцев, менее лояльно настроенных по отношению к документу, также способно стать причинами выход стран из СВПД. Выполнению СВПД могут воспрепятствовать Саудовская Аравия и Израиль, недовольные усилением движения «Хезболла» в регионе.

Несмотря на то что все участники переговоров по иранской ядерной программе в формате 5+1 равноправны, в случае серьезных проблем с СВПД в первую очередь потребуется взаимодействие России и США — основных гарантов документов, убеждены авторы доклада. Более того, Россия остается главным участником гражданской ядерной программы Ирана: Москва и Тегеран заключили в 2014 году соглашение о строительстве восьми дополнительных атомных энергоблоков в дополнение к уже построенной «Росатомом» АЭС в Бушере. Поэтому в срыве сделки стороны не заинтересованы.

В случае если какая-то сторона все же выйдет из сделки, политическая воля остальных участников может компенсировать эту потерю, отмечается в докладе. Авторы записок отмечают, что «снятие санкций ООН и ЕС может стать достаточно сильным стимулом для Ирана, чтобы продолжить выполнение своей части сделки».

Галия Ибрагимова


Как Ирану и шестерке посредников удалось прийти к соглашению по ядерной программе

В июле прошлого года в Вене завершился успехом беспрецедентный по длительности и напряженности дипломатический марафон: Тегеран и шестерка международных посредников завершили работу над всеобъемлющим соглашением по иранской ядерной программе, к которому шли почти 13 лет. Западные участники переговоров утверждали, что теперь «любые пути к ядерному оружию для Ирана перекрыты». Глава МИД РФ Сергей Лавров тогда напомнил, что именно предложенная Россией «концепция поэтапности и взаимности» позволила три года назад вывести переговоры из тупика. Однозначно негативно соглашение восприняли лишь члены Республиканской партии США, а также израильские министры, заявившие: Тегерану фактически была выдана «лицензия на убийство». Читайте подробнее

Как Иран готовился встречать свои активы с Запада

В феврале 2014 года Иран готовился получить доступ к первой части своих финансовых активов, ранее замороженных в иностранных банках в связи с действием международных санкций. Это стало возможным в связи с договоренностями, достигнутыми Тегераном и «шестеркой» международных посредников в конце 2013 года. При этом в феврале 2014 года началось постепенное ослабление санкций. Читайте подробнее

Вся лента