«Сложно представить, что Кадыров остается в Чечне, но не является ее первым лицом»

Владимир Путин назначил Рамзана Кадырова исполняющим обязанности главы республики

Рамзан Кадыров будет участвовать в выборах главы Чеченской Республики, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в близком окружении Кадырова. Ранее Владимир Путин назначил его исполняющим обязанности главы республики. Также российский президент выразил надежду, что Кадыров примет участие в выборах, которые пройдут в сентябре. При этом Путин напомнил о необходимости делать «все для соблюдения в регионе российских законов». Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Марата Кашина.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— Назначение действующих губернаторов исполняющими обязанности — это уже российская традиция, некое ритуальное действие, когда Путин выдает главам путевку на следующие выборы. У вас были какие-то сомнения, что с Кадыровым то же самое произойдет?

--Никаких сомнений не было. Несмотря на то, что сам Рамзан Ахматович говорил о готовности уступить свой пост, призывал не проводить митингов за свой новый срок, никаких сомнений у меня не было никогда.

— Тогда, как вы думаете, зачем Кадыров интриговал, заявлял, что хочет уйти, что есть другие достойные? Теперь это выглядит, как будто Кадыров просто напоминал о себе, набивал себе цену.

— Вы правильно сказали, тем более, если брать восточную традицию, там часто таким образом султан проверял лояльность своих подданных — а вдруг кто клюнет? На самом деле, фигура Кадырова уникальна в России тем, что для него нет в России другого рабочего места, во всяком случае, на государственной службе. Любого другого губернатора можно отставить и отправить в частную жизнь, можно назначить на другой пост. Есть даже случаи, когда губернатор одного региона становится губернатором другого, хотя их немного. А представить себе Кадырова вне Чечни на каком-то посту, у меня не хватает фантазии, воображения. Сложно представить себе, что Кадыров остается в Чечне, но не является там первым лицом. Я не завидую тому, кто стал бы его преемником.

— Это был бы абсолютно зависимый от Кадырова человек, он возглавил бы, предположим, местный парламент, делал бы те же заявления, и так же руководил бы республикой.

— Зачем такие сложности? Я думаю, что никаких сомнений не было в том, что мы увидим Рамзана Кадырова участником выборов, а в сентябре и их победителем.

— Как вы считаете, Москву сейчас устраивает Кадыров в его нынешнем виде, или что-то Путин предложит Кадырову поменять в управлении республикой?

— С одной стороны, при подписании указа о назначении Рамзана Ахматовича исполняющим обязанности сказано и много лестных слов о его заслугах перед республикой, в ее восстановлении, но прозвучала обтекаемая фраза о необходимости соблюдения российских законов во всех сферах.

— Давайте попробуем расшифровать эту фразу?

— Очень неблагодарное дело — за политиков расшифровывать недоговорки, но я думаю, что и так понятно, что заявление и получающие известность за пределами Чечни некоторые практики не сильно похожи на российское правовое поле.

— Но выборы состоятся в сентябре, на них Кадыров, разумеется, пойдет, и наверняка будут какие-то номинальные технические фигуры, которые будут конкурентами Кадырова на этих выборах. Как вы думаете, что это будут за люди? Есть ли в Чечне какой-то оппозиционный лагерь, представители которого могут быть выдвинуты на пост губернатора?

— При такой жесткой централизованной власти: во-первых, этот оппозиционный лагерь, если он и есть, он очень тщательно прячется, и из Москвы его уж точно не разглядеть. А во-вторых, а какая разница, какие будут люди, простите?

Вся лента