В свете Венеции

Фотографии Грациано Аричи в «Манеже». Впечатлилась Анна Сабова

В "Манеже" выставка "Венеция. Мировая культура в лицах" собрала фотопанораму светской жизни Венеции в 1950-1960-е годы. Чем венецианская дольче вита отличается от современного гламура, выяснял "Огонек"

Анна Сабова

Выставка, подготовленная Мультимедиа Арт музеем, состоит из двух неравных частей: цветные снимки, сделанные документалистом и архивистом итальянской культуры Грациано Аричи, и анонимные черно-белые фотографии, которые он на протяжении полвека выкупал из архивов ведущих итальянских фотоагентств. Сегодня коллекция Аричи — это путеводитель по Венеции "блестящих шестидесятых". Незнакомых лиц на снимках почти нет. Кирк Дуглас прогуливается на руках по песчаному пляжу Лидо, Мария Каллас улыбается венецианскому солнцу, а счастливый Жан Кокто теряется в тучах голубей на площади Святого Марка. Бегло перечисляя знаменитостей на снимках, Грациано Аричи обращает внимание "Огонька" на фотографии в дальнем углу экспозиции. Здесь ни одной звезды нет — только взмыленные фотографы. Отложив тяжелую аппаратуру, они устроили перекур в самый разгар Венецианского кинофестиваля. "По-моему, именно в этом снимке — эпоха,— говорит Аричи.— Этих людей чуть ли не каждый день машинально отправляли на охоту за снимками звезд, а они умудрялись разглядеть в каждой из них что-то особенное".

Когда в 1960-е годы за Лидо окончательно закрепилась слава самого роскошного пляжа всей Европы, художники, актеры, писатели и прочие представители разношерстного бомонда устремились в Венецию со всех концов света. На снимках, найденных Грациано Аричи, мастерски пойман тот момент, когда Светлейшая еще не успела утонуть в шумных вечеринках со старлетками в главных ролях, но уже стояла в шаге от звания европейского Диснейленда. Впрочем, черты столицы высокосветских развлечений угадываются уже на ее альбомных отпечатках середины XIX века — их у Аричи около 2 тысяч. Он быстро подыскивает сразу две подходящие случаю фотографии. На первой — типичный венецианский кутеж, а рядом кадр, пойманный на танцевальном занятии в отделении Коммунистической партии Италии: пары неторопливо вальсируют среди знамен и революционных плакатов. "Жаль, что агентства слишком часто не понимали важности этих фотографий,— разводит руками Аричи.— На одном негативе я нашел подпись "Жан-Поль Сартр с подругой", вы и сами понимаете, что это знаменитая Симона де Бовуар. У меня в коллекции есть один из немногих снимков Тарковского — многие в Италии тех лет даже и не понимали, кто это такой и чем он вообще прославился. Историю фотографии надо писать заново".

Вся лента